Теория познания Платона.
Платон стал первым греческим философом, создавшим целостную концепцию
объективного идеализма, суть которой состоит в том, что мир идей, понятий,
мыслей признается им в качестве первичного по отношению к миру вещей.
Материальное бытие создается Творцом-демиургом наподобие того, как человек
создает конкретную вещь. Этим Демиургом является разум, который и формирует
материальный мир из хаоса, бесформенного движения, приводит вещи «из беспорядка
в порядок».
Теория познания Платона построена на том, что человек имеет врожденные идеи,
«припоминая» которые он открывает для себя мир.
Само познание есть процесс созерцания разумом высших сущностей, и делится этот
процесс на два этапа. Вначале познание осуществляется чистой душой, ибо еще до
рождения тела она уже все видела. Однако когда душа вселяется в тело человека,
то к процессу познания подключаются его телесные органы чувств. Вселившись в
тело, душа сохраняет, но не осознает свои знания. В процессе развития человека
она вспоминает свои знания, которые видела раньше. При этом чувственно-
эмпирический опыт является лишь толчком к воспоминанию, поэтому Платон советует
обращаться к душе, минуя по возможности органы чувств. Сделать это можно при
помощи речи, а основным средством воспоминания является метод диалектики –
беседа.
Человек являет собой единство души и тела, в основе которого лежит душа, ибо она
бессмертна. Поскольку душа существует до воплощения в тело, то ее существование
не зависит от тела, а разрушение тела не есть разрушение души. Простые сущности
не разрушаются; душа же есть простая сущность, поэтому она не может распадаться
на составные части, а только таким образом происходит уничтожение. Душа есть
воплощение идеи жизни, поэтому она не может подвергаться смерти.
Платон делит души людей на 3 категории в зависимости от того, какое начало в них
преобладает: разум (философы), страсть (стражники и воины) и вожделение
(крестьяне, торговцы, ремесленники).
Гармоничное общество есть результат осознания и исполнения каждым из граждан
своего природного и законодательного предназначения.
Формой идеального государства, по мнению Платона, может быть как монархия, так и
аристократия и демократия, но предпочтение он отдавал монархии. В реальной жизни
нередко названные формы государства перерождаются в тиранию, олигархию или
демагогию. А происходит это тогда, когда властители выражают не народный, а
личный интерес. Чтобы такого не было, Платон требует правильно организовать
воспитание граждан. Философы должны пройти длинную дорогу обучения мудрости,
прежде чем стать правителями; чтобы сформировать у воинов мужество и волю,
избежать конфликтов на почве зависти и ревности, необходимо для этого слоя
ввести общность имущества, жен и детей.
Крестьяне, ремесленники, торговцы нуждаются в воспитании чувства умеренности и
самоограничения.
Философия Платона оказала огромное влияние на все последующее развитие
философского знания и нашла свое продолжение в философских взглядах его ученика
Аристотеля.