шпаргалка

Социально-политическая концепция Платона.

[ Назад ]

Предмет разговора – теория государства Платона и концепция сущности

человеческих взаимоотношений, стержнем которых выступает доктрина «платонической

любви». И то и другое он рассматривал в своей идеальной ипостаси.

Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных и

противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. Множество людей уже тысячи

лет пытаются понять, каким «в идеале» должно быть государство. При этом одни

считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие –

государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и

счастливым. Так проблема общественного, государственного устройства перерастает

в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности. Этим

вопросам и посвящены труды Платона о государстве.

Социально-политическими вопросами пронизаны несколько произведений Платона:

трактат «Государство», диалоги «Законы», «Политик». В своих произведениях Платон

рисует модель «идеального», лучшего государства. Эта модель не есть описание

какого-либо существующего строя, системы, а, напротив, портрет такого

социального устройства, которого нигде и никогда не было, но которое должно

возникнуть, то есть Платон выдвигает идею государства, создает проект.

Вообще говоря, термин «идеальное государство» следует понимать в двух исконно

платоновских смыслах: 1) государство как идеал, т. е. высшее проявление

справедливости и здравого распределения обязанностей его жителей; 2) государство

с позиции понимания его сущности, «идеи» социального устройства, которую Платон

видел в том, чтобы каждый занимался своим, «созвучным» душе человека, делом и не

вмешивался в те дела, которые его сущности не соответствуют, несмотря ни на что.

Платон подразделяет все существующие в его времена государства на четыре

разновидности в порядке увеличения, нарастания «корыстных интересов» человека, а

именно.

1. Тимократия – власть честолюбцев, которая, по мнению Платона, еще сохранила

черты «совершенного» строя. В государстве такого типа правители и воины были

свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделялось

спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, тем более

«при участии жен» спартанский образ жизни переходит в роскошный, этим был

обусловлен переход к олигархии.

2. Олигархия – власть очень богатых людей, опирающихся в своем стремлении

сохранить власть именно на свое баснословное богатство. В олигархическом

государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных,

которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие

олигархии

(по теории Платона) приводит к ее перерождению в демократию.

3. Демократия – тип властных отношений, однозначно противный Платону именно как

власть народа, толпы, «Всех», где отсутствует важнейший для мыслителя признак

идеальности социума –ответственность и компетентность.Демократический строй еще

более усиливает разобщенность все равно остающихся бедных и богатых классов

общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, предметы роскоши

и быта, ранее принадлежащие олигархам, что может привести к возникновению

наихудшей государственной системы – тирании.

4. Тирания. Если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к

противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии

приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по

ничем не ограниченной прихоти одного человека – тирана.

Таким социальным реалиям Платон противопоставляет свое концептуальное

государство. Рациональность, четкий регламент функций и их исполнителей – вот

философский фундамент идеального государства. Платон считает, что для

благосостояния государства каждый человек должен заниматься тем делом, для

которого он приспособлен наилучшим образом.

В трактате «Государство» Платон проводит мысль о том, что «идеальное»

государство должно обладать, по меньшей мере, четырьмя главными доблестями:

1) мудростью;

2) мужеством;

3) благоразумием («сдерживающей мерой»);

4) справедливостью.

Мудростью не могут обладать все жители государства, но правители-философы,

избранные люди, безусловно, мудры и принимают мудрые решения. Мужеством обладает

большинство людей, и это не только правители-философы, но и воины-стражи. Если

первые две добродетели были характерны только для определенных классов людей, то

благоразумие должно быть присуще всем жителям, так как «сдерживающая мера»

«подобна некой гармонии» и настраивает на свой лад решительно всё целиком.

Под четвертой доблестью – справедливостью – Платон понимает уже рассмотренное

деление людей на разряды или даже касты, в основе которого лежит всё то же

разделение обязанностей: «Полис возникает тогда, когда каждый из нас не является

самодостаточным, но нуждается во многом… Когда один человек делает одно дело,

согласно своим способностям, вовремя, не отвлекаясь на другие дела тогда все

можно сделать больше, легче и лучше». Таким образом, разделение людей имеет для

Платона огромное значение, определяет существование и сущность «идеального»

государства (ведь оно не может быть несправедливым).



КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |