ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ПЛАТОНА
В политической и культурной жизни Греции роль искусства была настолько велика и
очевидна, что на нем основывалась целая система воспитания господствующего
класса античного общества. И Платон, конечно же не мог обойти вниманием вопрос о
том, какое искусство, на какую часть общества, каким образом и с каким
результатом действует на людей.(Он был великим мастером слова и диалогической
формы, первоклассным художником и непревзойденным эрудитом) Велика заслуга
Платона и в том, что он одним из первых увидел в искусстве средство воспитания
определенного типа человека. Для Платона искусство становится уже критерием
нравственности, социального устройства, политического благополучия в государстве
и, одновременно, орудием справедливости(работ а Платона - "Государство", где он
описывает постановку вопроса о справ-ти), ибо ей должно подчиняться все.
ПРОБЛЕМА ПРЕКРАСНОГО В ЭСТЕТИКЕ ПЛАТОНА
В
опросы эстетики рассматриваются у Платона в диалогах: "Гиппий Больший",
"Государство", "Федр", "Софист", "Пир", Законы и др, В диалоге "Гиппий Больший"
Платон стремится найти то, что бывает прекрасным для всех и всегда. Прекрасное
существует не в этом мире, а в мире идей. В здешнем же, доступном человеческому
восприятию, царит многообразие, все изменчиво и преходяще. А прекрасное
существует вечно, оно ни возникает, ни уничтожается, ни увеличивается, ни
убывает, оно находится вне времени, вне пространства, ему чужды движения,
изменения. Из этого следует, что способ постижения прекрасного — не
художественное творчество и не восприятие художественного произведения, а
отвлеченное умозрение, созерцание через посредство разума. Философ считал, что
только любовь к прекрасному открывает глаза на это прекрасное и что только
понимаемое как любовь знание есть знание подлинное. Творец в любой области: в
личных отношениях, в науке, искусстве, в общественно-политической деятельности,
- всегда есть любящий.
ВОПРОСЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Учение о творческом процессе волнует Платона все-таки меньше, чем проблема
эстетического воспитания. Искусство является главным фактором в жизни общества
"идеального" государства (формы которого разработал Платон) по двум причинам:
1. Искусство должно заполнить весь досуг свободнорожденных и сопровождать их во
всех серьезных делах, так чтобы все они провели жизнь свою "в жертвоприношениях,
празднествах и хороводах"
2. Искусство должно с одной стороны, сформировать душу каждого
свободнорожденного определенным, предначертанным законодателем образом, с другой
стороны (как следствие первого), искусство должно непрерывно поддерживать
созданный им душевный настрой.
Если подытожить все запреты, оформленные в связи с искусством в "Государстве" и
"Законах", то общая картина будет выглядеть следующим образом.
Первая вытекает из представлений о роли искусства в формировании молодого
поколения. Запрет: на произведения, в которых описываются действия богов,
неблаговидные с этической или "политической" точки зрения; худ. произведения, в
которых излагаются религиозно-мифологические представления, способные, ослабить
мужество будущих воинов, защитников государства;произведения, в которых
предстают в неблагоприятном свете герои — дети богов, произведения искусства,
которые противоречат принципу тождества счастья и справедливости для каждого
гражданина, постулированному автором "Государства" и "Законов".
Вторая группа вытекает из представлений философа о роли искусства в "охране"
человеческих душ "от внешних неприятелей" ("Государство").Запреты на
произведения, оказывающиеся в противоречии с законами "об оскорблении богов".
Платон выступает противником и трагедии и комедии. Первое всецело противоречит
платоновскому идеалу "счастливого человека", второе — Платон представляет лишь
как "шуточное воспроизведение... людей безобразных",
Запреты в музыке: отверг целый ряд музыкальных ладов, оставив для граждан
будущего общества только дорийский и фригийский лады, запрет и на ряд
музыкальных инструментов: тригоны, пекиды и флейты, т.к.
Если говорить о философских взглядах Платона вообще (не только в области
искусства), то подобный вопрос выглядит таким образом: Платон — самый первый
представитель одного из крупнейших течений философской мысли — объективного
идеализма. Объективный идеализм жив и по сей день, и получил широкое
распространение среди буржуазных ученых. Поэтому спор о философии Платона, о его
отдельных философских взглядах — это и есть спор об объективном идеализме
вообще, а выявление корней объективного идеализма — есть детальный разбор
философских концепций Платона, как отца и основателя этой философии.
Катарсис-категория эстетики, раскрывающая один из сущностных моментов
эстетического, именно — высший духовно-эмоциональный результат эстетического
опыта, эстетического восприятия, эстетического воздействия искусства на
человека.
Мимесис-принцип, выражающий основу творческой деятельности художника.