шпаргалка

Философия Аристотеля

[ Назад ]

Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее

вечной, несотворимой и неуничтожимой.

Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или

уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю,

инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного

многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо

придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный

творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма —

это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной

материи: материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли

разнообразные вещи, необходим гончар — бог (или ум — перводвигатель). Форма и

материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже

содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь

мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и

расположенных в порядке все большего совершенства.

Краткие выводы, сделанные Аристотелем:

 все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;

 изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы)

приводит к изменению сущности самого предмета;

 реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от

формы к материи;

 потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное;

 высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия

по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами

количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия,

страдания.

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность.

Также согласно Аристотелю категории – это высшее отражение и обобщение

окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.

По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его

моменты взаимно обусловлены, что предполагает и наличие единого двигателя.

Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А

это так называемое космологическое доказательство бытия божия. Бог есть первая

причина движения, начало всех начал.

Проблема души и человека в философии Аристотеля

Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет три уровня

души:

 растительная душа;

 животная душа;

 разумная душа.

Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.



Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же

функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря

ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная

(человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и

функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего

окружающего мира.



Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что

человек:

 по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных

животных;

 отличается от животных наличием мышления и разума;

 имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в

коллективе).

Именно последнее качество – потребность жить в коллективе – приводит к

возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося производством

материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и

объединенного языком, родственными и культурными связями.



Аристотель дал анализ различных «частей» души: памяти, эмоций, перехода от

ощущений к общему восприятию, а от него — к обобщенному представлению; от мнения

через понятие — к знанию, а от непосредственно ощущаемого желания — к разумной

воле. Душа различает и познает сущее, но она «немало времени проводит в ошибках»

— «добиться о душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях безусловно

труднее всего». Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной

жизни: душа вечна и бессмертна.

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта — в

ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то,

что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи.

Разум же усматривает общее в единичном.

Классификация Аристотеля форм государства

Аристотель выделяет шесть типов государства:

Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания,

крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).



Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития – совокупность

умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал

Аристотеля).

Историческое значение философии Аристотеля

Он:

 внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя

учение о «чистых идеях»;

 дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;

 выделил 10 философских категорий;

 дал определение бытия через категории;

 определил сущность материи;

 выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа – политии;

 внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного

метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывода из двух и

более посылок заключения).

Критика Платоновской теориии «идей», Логика. Учение Аристотеля - объективный

идеализм. Оно сложилось в резкой критики учения Платона об идеях. Эта теория (об

идеях) несостоятельна по ряду причин: 1. Идеи Платона суть простые копии, или

двойники, чувственных вещей и не отличаются от них по своему содержанию.



2. Так как Платон отделил мир идей от мира вещей, то идеи ничего не могут дать

существованию вещей. И хотя Платон утверждает, будто вещи причастны к идеям, эта

их причастность просто метафора. Учение Платона не может объяснить отношение

идей к вещам еще и потому, что Платон отрицает способность идей быть

непосредственными сущностями вещей.



3. Утверждая, будто идеи относятся к др. идеям, как общее к частному Платон

впадает в противоречие. При таком понимании каждая идея есть одновременно и

сущность, так как будучи общей, она присутствует в менее общей, и несущность, т.

к. сама она в свою очередь причастна к стоящей над нею более общей идее, которая

и будет ее сущностью.



4. Платоновское учение о сущности идей независимых по отношению к вещам чувств

мира приводит к нелепому выводу: так как между идеями и вещами есть сходство и

так как по Платону, для всего сходного должна существовать едея, то кроме идеи,

например человека и кроме соответствующих ей вещей, должна существовать идея

того сходного, что существует между ними. Далее, для этой новой идеи человека и

для находящейся под нею первой идеи и ее вещей должна существовать еще одна -

третья идея…



5. Обособив идеи в мир вечных сущностей, отличный от изменчивого чувственного

мира, Платон лишил себя возможности объяснить факты рождения, гибели и движения.



КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |