Учение Аристотеля о причинах, материи и форме.
Аристотель (384 - 322 гг до н э). Он критикует Платона за то, что тот приписал
идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира.
Сущ-ность – это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на
вопрос: “Что есть вещь?” и представляет собой то, что делает предметы именно
этим, не позволяя ему слиться с другими. Ар-ль делит сущности на низшие и
высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя как и у Платона –
это первичный материал, потенция вещей. Придает же материи актуальное состояние,
т.е превращает ее из возможности в действительность форма. Т о, Ар-ль понятие
идеи заменяет на понятие формы. Форма, согласно Ар-лю – это активное начало,
начало жизни и деятельности. Высшие сущности он называет чистыми формами. По
сути дела, чистые формы есть ничто иное как идеальные сущности. Наивысшей
сущностью Ар-ль считает чистую, лишенную материи форму – Перводвигатель, который
служит источником жизни и движения всего космоса. В соответствии с учением о
сушности, Ар-ль проводит классификацию причин бытия и выделяет 4 вида причин:
Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат. Формальные, в которых форма
проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то что она
есть. Действующие или производящие – рассматривающие источник движения и
превращения возможности в действительность, энергитическая база формирования
вещей. Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы “Почему?” и “Для
чего?”. Ар-ль всегда связывал движение с соответствующей энергией, без которой
не может произойти превращение из потенциального в актуальное. Под энтелехией
Ар-ль понимает достигнутый результат, цель движения, завершение процесса. Каждое
бытие по Ар-лю содержит в себе внутренние цели . Благодаря цели, заключенной в
предмете, результат находится в бытии до его осуществления, когда процесс
закончился и движение достигло своего своего завершения, цели развития. Т о,
понятие энтелехии вносит в движение телеологический характер. Телеологизм Ар-ля
находит свое высшее развитие в его учении о перводвигателе. Указав, что движение
вечно, Аристотель предполагал, что должно существовать нечто, что приводит все
тела в движение. Это и есть первый двигатель. Сам он не может находиться в дви-
жении, ибо тогда следовало бы предположить наличие еще одного двигателя. “Первый
двигатель” для своей деятельности не нуждается в существовании других тел, он
сам есть энергия, чистая деятельность. Будучи энергией, перводвигатель не
обладает материей, в нем нет костного, он есть чистая форма – цель. Душа явл-ся
формой по отношению к материи. Однако, по Ар-лю, присуща лишь живому существу.
Ей обладают только растения, животное и человек. Растительна душа ведает
функциями питания роста и размножения – общими для живых существ. У животных
прибавляется способность желания, т е стремление к приятному и избеганию
неприятного. Разумной душой обладает лишь человек. Ар-ль определяет разумную
душу как такую часть души, которая познает и думает. Разум составляет основное
начало этой души. Он не зависит от тела, бессмертен и находится в тесной связи с
вселенским разумом. Отличие чел-ка от животного – это способность к
интелектуальной жизни. Центральное понятие аристотелевской этики – добродетель.
Ар-ль разделял добродетель на два главных вида: дианоэтические (интелектуальные)
и этические (волевые)