Учение Аристотеля о 4 причинах:
В лице разных философов и в разные времена всегда существовали — четыре основных
начала, или четыре основные причины. Ими были: 1) «материя» — то, в чем
реализуется понятие; 2) «форма» — понятие или понятия, которые принимаются
«материей», когда происходит переход от возможности к действительности; 3)
причина движения; 4) цель, ради которой происходит известное действие. Например,
когда строится дом, то «материей» при этом процессе будут кирпичи «формой» —
самый дом, причиной движения, или действующей причиной, — деятельность
архитектора, а целью — назначение дома.
Учение об Уме-перводвигателе:
Аристотель вводит в свою систему перводвигатель, который вносит движение в
мироздание. Перводвигатель – это Бог. Именно эта идея привела к тому, что
аристотелевская философия была принята, как официальная философия католической
церкви.
Логика Аристотеля:
Логика Аристотеля - это «мышление о мышлении».
Если говорить кратко, логика Аристотеля изучает:
1.основные виды бытия, которые подпадают под отдельные понятия и определения;
2. соединения и разделения видов бытия, которые выражаются в суждении;
3. способы, которыми ум при посредстве рассуждений может перейти от истины
известной к истине неизвестной.
Мышление - это суть логики. Согласно Аристотелю, мышление – это не
конструирование или создание умом некой новой сущности, но скорее уподобление в
акте мышления чему-то, находящемуся вовне. Логика Аристотеля - главным образом
логика терминов, поэтому определение природы понятия и отношений между понятиями
были предметом его внимания. Особенно важным для Аристотеля было выяснение
свойств общего. В учении Аристотеля, общее определяется как то, что относится ко
многим предметам в силу их природы. То, что во многом относится к существенному,
дает понятие о роде. То, что состоит в связи с родом и может быть выведено из
рода, есть свойство. Если свойство по природе отличает целую группу предметов
рода от другой группы, то такое свойство дает понятие о виде. А если к свойствам
вида и рода присоединяется свойство единичного предмета, выделяющего его и
отличающее его от всякого другого, то такое свойство дает понятие о том, что
собственно принадлежит предмету, о его собственном признаке