Философия эпикуреизма
Другим широко известным направлением в философии эпохи эллинизма был эпикуреизм.
Его родоначальник Эпикур (ок. 342/341 — 270/271 гг. до н. э.) родился на острове
Самосе. Его учителем был один из последователей Демокрита — Навсифан. После пяти
лет преподавания философии в Колофоне, Митилене и Лампсаке Эпикур переехал в
Афины, где прожил до конца жизни, руководя содружеством философов или школой,
которая получила название “Сад Эпикура”.
Философию Эпикур понимал как деятельность, дающую людям с помощью размышлений,
лишенную страданий, счастливую жизнь. Цель его философии не изменение мира, а
приспособление к нему.
Главная из них — этика, которая учит как достичь счастья. Вторая часть философии
— физика. Она дает представление о природном мире, освобождает от страха перед
ним и служит основанием для этики. Обе эти части опираются на канонику, своего
рода теорию познания и методологию науки, выступающую в качестве третьей части.
У Эпикура познание возможно на базе ощущений. Повторяющиеся ощущения, глубоко
западая в сознание человека, образуют понятия. Эпикур рассматривал чувства как
непогрешимые, а заблуждения выводил из неправильных суждений.
В физике Эпикур исходил из признания вечности и несотворимости мира. Он вслед за
Демокритом придерживался идеи об атомном строении вещества.
Разрабатывая проблемы этики, которая в системе философствования Эпикура занимает
главенствующее место, и сравнивая состояние атараксии и безмятежности со
счастьем, Эпикур не был склонен, подобно мудрецам древнего Востока, видеть в
безмятежности единственное условие счастья. Безмятежность (атараксия) у него —
это лишь условие одного из видов удовольствий, которые он делил на активные и
пассивные или удовольствия покоя. Последние и выступают, согласно Эпикуру,
результатом безмятежности. Для Эпикура атараксия скорее состояние
сосредоточенности в процессе познания, помогающее достичь истинного знания,
благодаря отрешению от восприятия побочных эффектов и следованию важнейшим
принципам достижения истинного знания.
Иными словами, надо соблюдать меру в реализации желаний и получения
удовольствий. Последние могут быть получены лишь при соблюдении меры в
потребностях, реализуемых в желаниях.
Проблема удовольствий занимает особое место в этике Эпикура. В ней мыслитель
вслед за Аристипом из Кирены (435 — 360 гг. до н. э.) и признавал, что для
человека высшим является удовольствие. Эта точка зрения характерна для
гедонистической этики. При этом удовольствие признается за начало и конец
счастливой жизни. Однако в отличие от Аристипа, который рассматривал
удовольствие как положительное состояние наслаждения, Эпикур связывал
удовольствие с отсутствием страдания.
Эпикур понимал удовольствие как рубеж, за которым начинаются страдания.
Умеренность во всем, в том числе и в удовольствиях, рассматривается мыслителем
как самостоятельное и значительное благо. По мнению философа, тот, кто привык к
умеренности, не будет страдать, когда многого нет и приходится довольствоваться
малым.
Эпикур отнес к числу важнейших условий счастливой жизни прежде всего такие,
казалось бы, элементарные, но чрезвычайно важные для поддержания жизни
потребности, как потребности в пище и тепле. По его мнению, удовлетворение этих
потребностей порождает самые приятные удовольствия.