Философские идеи стоицизма.
Стоицизм (III в. до н. э. — III в. н. э.) просуществовал много веков, не
оставаясь однородным течением, его философская проблематика претерпевала
серьезные изменения. Она была обширна, но основные моменты были связаны с
исследованием логики, физики и этики. Стоики образно представляли свою философию
в виде фруктового сада, в котором логика — его ограда, физика — деревья, а этика
— плоды. Таким образом, целью и высшим предназначением философии, согласно
стоикам, должно стать обоснование нравственных представлений. Философия и
философствование являются искусством практической жизни и руководством к
таковой.
Огромное значение стоики придают проблеме смысловой значимости слова. Смысл
слова изначален. Это особое состояние (лектон) , присущее только слову, некое
осмысление существующего. Звук голоса превращается в осмысленный язык только
благодаря участию разума.
Основой познания, согласно стоикам, является восприятие, получаемое от
воздействия предмета на органы чувств; оно меняет состояние нашей материальной
души (Хрисипп) или даже «вдавливается» в нее, как в воск (Зенон) .
Согласно учению стоиков о природе, существуют два тесно связанных друг с другом
основания бытия: пассивное — материя и деятельное — форма, понимаемая как Логос,
божественный разум.
Этика стоиков основана на признании счастья главной целью жизни человека, и в
этом она сходна с этикой эпикурейцев. Но на этом сходство заканчивается.
Счастье, согласно стоикам, есть следование природе, внутренне разумное
спокойствие, рациональное приспособление к окружающим условиям ради
самосохранения. Благо — то, что направлено на сохранение человеческого существа,
зло — то, что направлено на его уничтожение. Но не всякое благо в одинаковой
степени ценно. Благо, направленное на сохранении физической жизни, по своей сути
является нейтральным, а благо, направленное на сохранение и развитие логоса,
разума, является подлинной добродетелью и может быть оценено как моральное
качество — добро (противоположное ему — порок) . Все то, что способствует
самосохранению двуединой сущности человека, является ценным.
Средний стоицизм представлен такими фигурами, как Панеций (180—110 гг. до н. э.
) и Посидоний (135—51 гг. до н. э.) , которые «переносят» стоическое мышление на
римскую почву, смягчая его изначальную этическую жесткость. Они активно
разрабатывают проблемы теологии. Бог, согласно их трактовке, — это Логос,
являющийся первопричиной всего и носящий в себе разумные зародыши всех вещей.
Именно этим объясняется целенаправленность хода вещей и событий. В среднем
стоицизме получает дальнейшее развитие платоновская мысль о мире идей, и Космос
перестает трактоваться только как нечто вещественное, а понимается как отражение
мира идей (Посидоний) , как организм вещественно-смысловой, в котором большое
значение имеют внеразумные факторы, например судьба.
Поздний стоицизм связан с именами Сенеки (4—65), Эпиктета (50—138) и Марка
Аврелия (121—180). В центре философских исследований здесь стоят моральные
вопросы и проблема жизненной ориентации человека. Изменяется представление о
личности. До этого человек рассматривался как высшее произведение природы.
Последний римский стоик Марк Аврелий доводит мрачную картину человеческого
ничтожества до последних пределов: полный упадок, скепсис, разочарование,
апатия, отсутствие каких-либо положительных идеалов — главный мотив его
сочинений. Однако при этом он считает, что есть средство возвысить человека над
бренностью случайного бытия. Это благоразумие и общеполезная деятельность.
Изменить жизнь нельзя, как нельзя изменить того, что дано свыше, но жить,
совершая и подвиги, и все бренные дела в этом мире, следует так, как будто
сегодняшний день — последний.