33 Философия Аврелия Августина
Августин Блаженный (Аврелий Августин) (354–430) считается крупнейшим философом и
богословом периода патристики, оказавшим существенное воздействие на всю
средневековую культуру и на последующее развитие философии. Помимо
теоретического значения, его деятельность имела и практический смысл: он, в
частности, обосновал необходимость церковной организации как посредника между
Богом и верующими.
Главные труды Августина – «О граде Божием», «Об истинной религии», «Исповедь»,
«О Троице» и др.
Августин провел огромную работу по систематизации религиозного знания, стремился
представить его в качестве единой, целостной концепции. В своих сочинениях он
следовал положению, согласно которому «истинная философия и истинная религия
одно и то же». Из философов он высоко ценил Платона, опирался на многие его
философские представления.
Августин принял положение Платона о существовании бестелесных идей
(«сущностей»). Но Августину не импонировал комплекс идей как составляющий, по
Платону, особый мир, такой же вечный, как и материя, и, подобно материи,
подчиненный Мировой Душе. Августин снял грань, отделявшую мир идей от Мировой
Души, и включил в религиозный Абсолют все платоновские идеи. Он заявил, что идеи
Платона – «это мысли творца перед актом творения».
Богу присуща бестелесность, бесконечность в пространстве, вечность, трактуемая
как неизменчивость. Бог есть воля, высшее благо. Посредством своей воли,
нацеленной на благо, Бог создает все предметы природы, все души людей и такие
бестелесные существа, как ангелы. Таким образом Августин обосновывает
креационизм – положение о творении природы и материи Богом.
В теоцентризме Августина многое оказалось новым. Главное – он конкретизировал
религиозное представление о Боге, наполнил данное понятие философским
содержанием, передвинув «личностное» к «трансцендентному», к философскому
Абсолюту.
Говоря о предопределенности Богом судьбы людей, Августин поставил проблему
свободы воли. Воля может направляться разумом, но может иметь место и
рассогласование воли и разума; выбор воли, т. е. действий человека, может быть
иррациональным, не согласующимся с разумным пониманием. Человек свободен, когда
воля направляет его действия к добру, к выполнению Божественных заповедей,
принятых «сердцем» и разумом; нужны усилия воли для утверждения в благодати.
Свободы нет, когда воля или разум стремятся к возвышению над людьми, над Богом,
когда они не согласуемы с волей Бога.
В истории человечества Августин отмечает изменения к лучшему: все больше людей
желают нравственного самоусовершенствования. Такие изменения происходят в
результате борьбы двух градов – града Божьего и града Земного. Два града
«созданы двумя родами любви: Земной – любовью к себе, доведенной до презрения к
Богу, и Небесной – любовью к Богу, доведенной до презрения к самому себе. Первый
полагает славу свою в самом себе, последний – в Господе. Церковь является
представителем Божьего града на Земле, ее власть выше светской, а потому монархи
должны быть в подчинении у церкви.