схоластика и ее значение для истории философии
Второй период в истории средневековой философии, начинающийся с IX в., обычно
называют схоластикой. “Схоластами” (от лат. schola – школа) называют тех ученых,
которые занимаются философией и наукой в их школьной (университетской) форме, –
прежде всего, которые преподавали в церковных и придворных школах, а позднее, с
конца XI–начала XII вв. – в первых европейских университетах. В истории
схоластики различают несколько периодов:
В ранней схоластике (IX–XII вв.) разрабатывается схоластический метод;
разгорается спор об универсалиях, т. е. о том, существует ли общее, т. е. роды и
виды, реально, независимо от человеческого мышления и отдельных вещей
(схоластический реализм), или же они существуют только в качестве абстракций в
уме и названий, имен отдельных вещей (номинализм). Переломный период в истории
средневековой философии – XI–XII вв. К этому времени окончательно оформился
европейский феодализм. В XI в. произошло окончательное и формальное размежевание
католической и православной церквей (взаимное предание анафеме). Оправдание веры
разумом – основополагающая идея схоластики. В контексте этого убеждения и было
дано знаменитое онтологическое доказательство бытия Бога (онтологический
аргумент), которое должно убедить даже тех, кто в Бога не верит, но имеет разум.
Ансельм – последователь Августина, представитель схоластического реализма.
Прообразы мира – это “внутренняя речь” Бога, а возникающий мир – отображение его
Слова. Отдельные вещи существуют лишь в качестве подчиненных форм, видоизменений
общей сущности. Для схоластического номинализма, напротив, реальны лишь
отдельные вещи (индивиды), а универсалии существуют лишь в человеческом уме. Их
можно понимать либо как абстрагированные от вещей понятия, либо даже как просто
имена.
Пьер Абеляр (XI–XII вв.) представляет в этом споре позицию, которую называют
концептуализмом:
Универсалии, как идеи божественного духа, есть до вещей
Они существуют, далее и как общее в самих вещах; но эта общность не есть
отдельная самостоятельная сущность (вещь), – она постигается человеческим духом
путем абстракции
Универсалия существует и после вещей как понятие о вещах, которое образуется,
поэтому, не произвольно, ибо оно имеет основание в самих вещах.
Новая рецепция философии Аристотеля и составляет характерную черту высокой
(зрелой) схоластики XIII в. Возникли две противоборствующие традиции –
францисканская, ориентированная на Августина и неоплатонизм, и доминиканская,
аристотелевская; обе традиции были связаны с соответствующими монашескими
орденами. К представителям зрелой схоластики относят Роберта Гроссетеста,
Роджера Бэкона, Раймонда Луллия, Альберта Великого (Больштедтского) и др.,
однако самым выдающимся систематиком средневековой философии стал Фома Аквинский
(XIII в.). Ему удалось наиболее полное и глубокое соединение аристотелизма с
традицией христианского богословия. Среди его многочисленных и обширных
произведений следует назвать прежде всего “Сумму против язычников” и “Сумму
теологии”.
XIV в. – время поздней схоластики, кризиса схоластики, связанного с отказом от
её основной идеи – союза веры и разума, богословия и философии, рационального
обоснования веры. Начинается критика метафизических систем старых школ,
связанная с развитием естественно-научных интересов и исследований (Вильям
Оккам, Жан Буридан и др.). Тем самым поздняя схоластика подготовила почву для
перехода к новой культуре светского типа, к эпохе Возрождения, когда научно-
философская мысль снова становится самостоятельной и творческой, освобождается
от опеки церкви, от навязанных ей догм. продолжение:
Ранняя схоластика
• Иоанн Скот Эриугена
• Ансельм Кентерберийский
• Шартрская школа (Фульберт, Жильбер Порретанский, Тьерри Шартрский, Бернар
Сильвестр, Иоанну Солсберийскому, Пьер Абеляр)
• Арабская философия (Аль-Хорезми, Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сина, Аль-Газали,
Ибн-Рушд)
• Еврейская философия
Высокая (зрелая) схоластика
• Латинский аверроизм (Сигер Брабантский, Этьен Жильсон)
• Доминиканцы (Альберт Великий (Альберт фон Больштедт Мадпиз), Фома Аквинский)
• Францисканцы (Бонавентура, Роджер Бэкон)
Поздняя схоластика
• Иоанн Дунс Скот
• Уильям Оккам
• Жан Буридан
• Джон Уиклиф