Метафизические и гносеологические идеи эпохи Возрождения
Развивая гносеологические идеи , Бруно продолжает традиции возрожденческой
философии и решительно высказывается про тив абсолютизации любых авторитетов в
познании. Он утверж дает, что низко думать чужим умом, глупо верить по обычаю,
бессмысленно соглашаться с мнением толпы. Целью познания, с точки зрения Бруно,
является достижение единства определен ных знаний. Познание единства приводит к
познанию бесконеч ного универсума и невозможно без уяснения диалектики совпа
дения противоположностей.
Бруно полагает, что процесс достижения истины складыва ется постепенно, на
основе деятельности чувств, рассудка, ра зума и ума. Роль чувственной ступени в
процессе познания довольно незначительна. Чувства пригодны лишь для того, чтобы
«возбуждать разум: ... Ибо чувства, какими бы совер шенными они ни были, не
бывают без некоторой мутной при меси». Перед чувственным познанием не
раскрывается смысл бесконечности. Большую роль в познании играет рассудок . Он
осмысливает чувственную информацию, в собирании которой принимают участие память
и воображение. Возможность проникновения в высшие тайны природы дает разум , или
интеллект , который окончательно исправляет показания чувств. В некоторых
работах в эту иерархию Ноланцем вводится четвертая ступень - ум. Именно при
помощи ума достигается познание единства мира, диалектического совпадения в нем
про тивоположностей и его бесконечности. Таким образом, главным источником
достижения истины Дж. Бруно считает разум (ум), не проявляя должного интереса к
знанию, основанному на эксперименте. Что касается одной из центральных проблем
как фи лософии средневековья, так и эпохи Возрождения, - проблемы соотношения
разума и веры, то Бруно придерживается концепции двойственности истины .