шпаргалка

Философия Нового Времени. Критика схоластики и проблемы метода.

[ Назад ]

17век

Френсис Бэкон известен как родоначальник эмпиризма («эмпирия» с греч. «опыт»),

сделавшим опытное знание ядром своей философии. В своей работе «Новый органон»

изложил главные принципы, характерные для философии Нового времени. Дал

философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки,

разработал основные принципы индуктивного метода исследования. Бэкон считается

автором известного изречения «Знание - сила», смысл которого состоит в том, что

знание имеет практическую значимость.

Критика схоластики: Бэкон подверг суровой критике учение схоластов о сотворении

мира богом из ничего, о перводвигателе. По его мнению материя и движение

органически взаимосвязаны между собой. Бэкон верит в познавательность природы и

одновременно указывает, что пути на познания имеется множество препятствий

(идолов, которые нужно преодолеть). Он выделяет идолы рода, пещеры, рынка и

театра.

Идолы рода — это препятствия обусловленные человеческой природой. Не

совершенством органов чувств и особенностями человеческого рассудка. Одни люди

легковерны другие консерваторы. Эти препятствия могут иметь причины

психологического, идеологического порядка.

Идолы пещеры — индивидуальные ошибки человека, не одинаковые интересы людей по

разному ориентируемые на получения знания.

Идолы рынка — это препятствия, которые связаны с неправильным употреблением слов

или понятий. Каждое понятие можно интерпретировать по разному вкладывая в него

разные смыслы. Для науки очень важно четкое определение понятий.

Идолы театра — это препятствия, которые связаны с ложными философскими

концепциями, авторитетов

Центральная часть философии Бэкона – учение о методе. Метод – это главное

средство исследования, так как правильно ориентирует теоретическую и

практическую деятельность человека. Метод Бэкона основывался на признании

ведущей роли в познании опыта. Познание по Бэкону есть изображение внешнего мира

в сознании человека. Оно начинается с чувственных познаний, но последние, в свою

очередь, нуждаются в экспериментальной проверке, в подтверждении и дополнении.

Бэкон различал два вида опытов: «плодоносные» - цель которых принесение

практической пользы исследованию и человеку; «светоносные» - цель которых

теоретические исследования для глубокого познания законов и свойств вещей.

Опыты по Бэкону должны ставиться по определенному методу. Таким методом в

философии Бэкона выступает индукция. Для того чтобы реально изучать природу,

надо, согласно Бэкону, руководствоваться индуктивным методом и идти от частного

к общему. Познание не должно пытаться предвосхищать природу, ограничиваясь

познанием скрытых причин и их объяснением.

В процессе объяснения надо идти постепенно от частных фактов к более общим

положениям, которые Бэкон называет средними аксиомами, то есть от

непосредственно наблюдаемых фактов к обобщениям. Средние аксиомы необходимы для

последующих обобщений

Рене Декарт: «Мыслю, следовательно, существую». Идея научного метода.

Новый подход в разработке проблем методологии научного исследования предложил

Рене Декарт. Методология Бэкона была эмпирической, опытно-индивидуальной.

Методологию Декарта можно назвать рационалистической (с лат. «рацио» - разум),

то есть в теории познания Декарт исходил из первичности разума над чувственным

опытом.

Научные открытия, по мнению Декарта, совершаются не вследствие опытов, а

вследствие деятельности ума, который направляет и сами опыты.

Рационализм Декарта основывался на том, что он попытался применить ко всем

науками особенности математического метода познания, т.к. считал, что с помощью

математики можно прийти к точным достоверным выводам. К таким выводам, по его

мнению, не может привести опыт. Разум может достигать достоверного знания во

всех областях только в том случае, если будет руководствоваться истинным

методом. В основу разрабатываемого метода Декарт положил интуицию и дедукцию.

Суть рационалистического метода Декарта сводится к двум основным положениям. Во-

первых, в познании следует отталкиваться от интуитивно ясных, фундаментальных

истин (интеллектуальная интуиция). Во-вторых, разум должен из этих интуитивных

воззрений, на основе дедукции вывести все необходимые следствия.

Дедукция – это такое действие ума, посредством которого мы из определенных

предпосылок делаем какие-то заключения, получаем определенные следствия (от

общего к частному). Дедукция, по Декарту, необходима, потому что вывод не всегда

может представляться ясно и отчетливо. К нему можно прийти лишь через

постепенное движение мысли, при ясном осознании каждого шага. Дедукция – это

определение неизвестного через ранее познанное и известное.

После определения основных положений метода, перед Декартом встала задача

сформировать такой исходный достоверный принцип, из которого, руководствуясь

правилами дедукции, можно было вывести все остальные понятия философской

системы. То есть Декарт должен был осуществить интеллектуальную интуицию.

Интеллектуальная интуиция у Декарта начинается с сомнения. Декарт подверг

сомнению истинность всех знаний, которыми располагало человечество. Провозгласив

сомнение в качестве исходного пункта всякого исследования, Декарт ставил цель –

помочь человечеству избавиться от всех предрассудков (или идолов у Бэкона), и

таким образом расчистить путь для подлинного научного знания. Положение «Я

мыслю, следовательно, я существую», то есть представление о том, что мышление

само по себе независимо от его содержания и объектов, демонстрирует реальность

мыслящего субъекта, и является той первичной, исходной интеллектуальной

интуицией, из которой, по мнению Декарта, выводится все знание.

В теории познания Декарта проявляется идеализм, потому что, согласно его

убеждению, существование мышления более несомненно и достоверно для нас, чем

существование тела или материи.



КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |