Научная революция и её представители: Н.Коперник, И.Ньютон, И.Кеплер,
Г.Галилей
В конце 16 – начале 17 века началась Научная Революция. В этот период были
следующие открытия:Обоснование Коперником гелеоцентричности вселенной;Галилео
Галилей заложил основу физики и механики (сконструировал телескоп);Кеплер
обобщил открытия Коперника в математических формулах;Гарвей открыл систему
кровообращения;труды Ньютона – открытие закона всемирного тяготения. В этот
период центром развития философии становится Англия, Франция, Голландия. Именно
в 17 веке наука философия приобретает современный характер: до этого целью науки
считалось (как сама цель) – знание как само по себе, а новое отношение – целью
науки становилось достижение таких знаний, которые бы увеличивали власть
человека над природой. Основной проблемой этого периода был поиск методов
познания. Под методом понимается – это способ достижения цели, а совокупность
методов – методология. «знания – это сила. »В философии Нового времени выделяют
2 основных направления: эмпиризм; рационализм. Эмпиризм (от лат. «опыт») – это
учение, согласно которому чувственный опыт является единственным источником
знания. Представители: Френсис Бекон, Томас Гоббс, Джон Локк. Ф. Бекон был
первым философом Нового времени, знатным человеком. Умер, когда проводил опыты
по замораживанию курицы. Среди его работ выделяют такие: Новый Органон; Новая
Атлантида. В философии Бекона выделяют:1. Критическую часть – почему до сих пор
не было получено адекватного знания о мире? – «Этому мешали предрассудки,
укоренившиеся в человеческом сознании (идолы)», и выделяют 4 вида идолов:идолы
рода – это врожденное несовершенство человеческого ума;идолы пещеры – это
индивидуальные идолы, индивидуальные заблуждения человека;идолы рынка – это
предрассудки, которые возникают в связи с употреблением слов;идолы театра –
возникают в результате некритического отношения к традиционным философским
системам. Авторитет мешает развитию нового. 2. Позитивная часть. Бекон считал
основой всякого познания – опыт, а философию – наукой о реальном мире,
основанную на опытном познании. Основной метод научного исследования по Бекону –
это индукция – предполагает выводы о целом на основе рассмотрения изучения
частых элементов. По Бекону материал полученный в результате исследований и
наблюдений, необходимо заносить в таблицы, и он предложил несколько разделов в
таблицах:1. таблица позитивных инстанций (собрать все случаи, касающиеся
проявления исследуемых св-в);2. таблица негативных инстанций (изучает, где
исследуемые свойства не присутствуют);3. таблица степеней и сравнений
(необходимо собрать случаи, где исследуемые свойства содержатся в большей или
меньшей степени). Его современники считали, что это все можно познать разумом.
Рационализм – это учение в теории познания, согласно которому достоверное знание
не может быть выведено из опыта, оно может быть подчеркнуто только из самого
знания. К мыслителям рационализма относят: Ренэ Декарт; Бенедикт Спиноза;
Годфрид Лейбниц. Декарт утверждает, что в основе познания должна лежать
интеллектуальная интуиция – это ясное и отчетливое представление, рождающееся в
здоровом уме и не вызывающее никакого сомнения. Интеллектуальная интуиция
начинается из сомнений, сомнения – это не цель, а средство достижения
достоверного знания. Декарт задает вопрос: 1. «В каком знании человек может быть
абсолютно уверен?» -может все вокруг иллюзия, сон, «Мы можем сомневаться в
истинности представления о мире, кроме одного: мы не можем сомневаться, что мы
существуем!»(Мыслю, следовательно существую)2. «Существуют ли другие истины,
кроме существования мыслящего «Я»?» - «В сознании мыслящего субъекта существуют
различные идеи, которые возникли из полученных впечатлений (например: солнце,
деревья, дома – появились в результате опыта). Есть врожденные идеи, не
являющиеся результатом опыта, это идеи Бога как совершенного существа, это идеи
математических объектов. Ни одна из видимых окружностей не является круглой –
обязательно будут микроскопические неровности». Метод познания, который
предлагает Декарт, это дедукция – это метод познания, при помощи которого
частные знания выводятся из общего.