НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
НКФ– представляет собой значительнейший этап в развитии философской мысли и
культуры человечества. (период с середины 18 до середины 19 в) Становление НКФ
проходило на фоне радикальных социально-экономических преобразований в некоторых
европейских странах, высшей точкой которых стала Французская буржуазная
революция 1789-1794 гг., провозгласившая принципы свободы, равенства и братства.
Представители: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах
Факторы, которые повлияли на формирование НКФ:
идеи просвящения (идея разума) – это означает, что существует некоторое число
вечных самоочевидных истин, доступных пониманию любого человека в любую эпоху.
идея Великой французской революции – это идея равенства всех людей перед Богом и
законом;
идея деизма – это учение, согласно которому Бог сотворил мир, но в дальнейшем не
вмешивается в ходе мировой истории.
Общие черты, объединяющие представителей НКФ:
сходное понимание роли философии в истории человечества: философия есть
самосознанием культуры;
они понимают философию как строгую системную науку, много внимания уделяли
разработке понятий и категорий;
вера в мощь человеческого разума и в то, что бытиё упорядочено законами и
познаваемо;
признание науки и научного знания как средства решения социальных проблем;
утверждение идеи прогресса в познании и в различных сферах общественной жизни;
провозглашение универсальных норм, морали и права, которые должны привести к
торжеству справедливости и гуманизма.
Родоначальник – Кант. В творчестве Канта выделяют 2 периода (период 1770г.):
1) докритический период уделял внимание естественнонаучным проблемам
(астрономия, физика). Основная работа «Всеобщая естественная история» и «Теория
неба»;
2) критичный период поставил перед собой задачу осуществить анализ всей
предшествующей философии и свои идеи предложил в 3-х основных работах:
«Критика чистого разума» (проблемы гносеологии)
«Критика практичного разума» (проблемы этики)
«Критика способности суждения» (посвящена эстетике)
В эпоху Средних веков и Возрождения основное внимание уделялось проблемам
онтологии, а в Новое время переключилось внимание на гносеологию.В самом
субъекте познания он выделяет 2 уровня:
Эмпирический – это уровень индивидуальных особенностей, познающего субъекта;
(склонность к чему-либо) Трансцендентальный – это уровень надындивидуальных
особенностей (как представителя биологического вида) человека как представителей
своего вида.
Кант процесс познания разделил на 3 этапа: Чувственное; Рассудочное; Разумное.
На чувственном познании – человек упорядочивает хаос ощущений при помощи
субъективных форм созерцания, пространства, времени. Эти формы созерцания
являются априорными (доопытными) и являются условием организации опыта.
Рассудительное познание – рассудок облекает имеющиеся знания, формы, понятия
т.е. выделяет в них нечто общее. Рассудок соединяет разрозненные представления в
единое целое, он использует категории с помощью которых происходит синтез и
обобщение чувственного материала. Например: причинность, единство.
Разумное познание – это способность к умозаключению, это высшее знание о мире,
представленное в форме идей: души, мир, Бога. Тоесть это глобальные понятия с
помощью которых разум стремиться оформить весь мир как единое и бесконечное
целое. В человеческом разуме заложены антиномии – тоесть противоречивые
состояния. Например:
Мир конечен во времени и пространстве;
Мир не имеет границ во времени и пространстве;
Бог существует и Бога нет;
Человек свободен и человек не имеет свободы.
Кант утверждает, что мир такой какой он есть на самом деле – непознаваемый. Он
назвал его «мир вещей в себе», «мы познаём не вещи в себе, а их явления». Кант
назвал этот мир – «мир феноменов».
Кант считал, что единственной абсолютной ценностью в мире является разумная,
человеческая личность. Долг человека быть разумной личностью – это означает
поступать за правилами:
1) Поступать так, чтобы твоё поведение могло стать всеобщим законом;
2) Воспринимай всегда себя и других как цель действия, а не как средство. Люди-
средства – для нас не представляют для нас никаких ценностей, а люди-цели – те,
которые для нас важны.
Кант утверждает, что разум ставит перед человеком требования, которые мы должны
выполнять – хотим мы это или нет.