шпаргалка

Основоположения этики, категорический императив,проблема человека и его

[ Назад ]

свободы в философии Канта.

Этика Канта во многих отношениях явилась вершиной философии морали нового

времени. Среди классиков немецкой философии Кант уделил наибольшее внимание

нравственности (причем именно ее специфике), и его этическая концепция,

последовательно развитая в целом ряде специальных трудов, была наиболее

разработанной, систематической и завершенной. Кант поставил целый ряд

критических проблем, связанных с определением понятия нравственности. Одна из

заслуг Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души,

свободы - вопросы теоретического разума - от вопроса практического разума: что я

должен делать? Важнейшее понятие этики Канта - идея человеческого достоинства.

"Не поддерживает ли честного человека в огромном несчастье, которого он мог бы

избежать, если бы мог пренебречь своим долгом, сознание того, что в своем лице

он сохранил достоинство человечества и оказал ему честь и что у него нет

основания стыдиться себя и бояться внутреннего взора самоиспытания?... Человек

живет и не хочет в собственных глазах стать недостойным жизни. Это внутреннее

успокоение удерживает человека от опасности потерять собственное достоинство"...

"Оно - результат уважения не к жизни, а к чему-то совершенно другому, в

сравнении с чем жизнь со всеми ее удовольствиями не имеет никакого значения".

Этика - самая важная часть философии, так как ее предметом является человек как

Homo phenomenon, то есть как феномен.

Нравственность - одно из важнейших измерений человеческого мира и бытия в целом.

Этика, предшествующая Канту, находилась под сильным влиянием философского

натурализма, рассматривавшего человека как природное, естественно заданное

существо, имеющее "естественные" стремления и потребности.

Категори́ческий императи́в — понятие, введённое Кантом в рамках его концепции

автономной этики и призванное объединить идею о независимости нравственных

принципов от внешней среды с идеей о единстве этих принципов. Понятие

категорического императива было сформулировано И. Кантом в его труде «Основы

метафизики нравственности» (1785).

Человек, по Канту, есть высшая ценность. У каждого человека есть свое

достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что

достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек

обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваются с позиций

категорий добра и зла.

Есть ли во внешнем мире образец, эталон добра? Есть ли конкретная личность как

носитель этого эталона? Нет такой личности.

Исходя из этих двух положений (человек есть высшая ценность, а Бог есть символ

нравственного идеала), Кант формулирует свой нравственный закон, который должен

регулировать нравственные отношения между людьми.

Концепция свободы у Канта допускает неоднозначное толкование и может пониматься,

во-первых, как “положительная свобода”, при которой человек свободен только

тогда, когда его действия определяются моральным законом, и, во-вторых, как

“нейтральная свобода”, имеющая место в случаях выбора человеком правильных или

неправильных действий именно тогда, когда он предпочитает поступок,

противоречащий долгу. Для теории Канта оба эти аспекта свободы весьма

существенны, так как, с одной стороны, только обусловленность действия

категорическим императивом, то есть чисто рациональное действие согласуется с

истинным характером ноуменальных сущностей, а с другой - необходимостью оставить

возможность моральной ответственности для людей, действующих вопреки закону

нравственности, делая существенной концепцию нейтральной свободы. Однако эти две

концепции свободы несовместимы, когда субъект действует вопреки велению долга,

он будет свободен в нейтральном смысле и несвободен в положительном.

Подобная трактовка проблемы свободы лишь отчасти может быть основана на этике

Канта путем различения понятий воли и произвола. Причем если в ранних работах

понятие воли использовалось для обозначения как воли, так и произвола, то в

поздних работах воля есть чистый практический разум источник объективного закона

нравственности, а произвол содействует выбору между директивами воли и

чувственности. Употребляя понятие воли в двух различных значениях как воли и как

произвола Кант утверждает, что обе эти, по-видимому, противостоящие друг другу

концепции вполне примиримы и что, следовательно, человек теоретически обладает

свободой выбора. Проблема воли и произвола связывается с попыткой Канта

объяснить изначальное зло в человеческой природе, не отвергая при этом свободы

человека. Склонность ко злу, хотя и имеет свою основу в свободе, есть проявление

произвола. Действительно, Кант приходит к антиномии виновности человека из-за

“естественной склонности человека ко злу”. Это противоречие воспроизводит

дуализм кантовского учения о свободе.



КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |