Абсолютный идеализм Г. В. Ф. Гегеля
АБСОЛЮТ – ничем не обусловленный и ни от чего не зависящий объект, который
содержит в себе определения и возможности творения всего существующего.
АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – концепция, признающая источником и первоосновой мира
всеобщее духовное начало.
Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Философию
Гегеля можно представить как философию абсолютного идеализма. Основу философских
воззрений Гегеля можно представить следующим образом. Весь мир - это грандиозный
исторический процесс развертывания и реализации возможностей некоего мирового
разума, духа. Мировой Дух есть совершенно объективное, безличное, идеальное
начало, выступающее основой и субъектом развития, творцом мира в целом. Общая
схема творческой деятельности этого безличного идеального начала носит у Гегеля
название Абсолютной Идеи. Все, что существует на свете, - лишь ее бледное
отражение, следствие и результат ее активности.
Процесс развертывания богатств мирового духа (или абсолютной идеи) у Гегеля
включает три стадии:
I. Логика – наука об идее в себе и для себя.
II. Философия природы как наука об идее в ее инобытии.
III. Философия духа как идея, возвращающаяся в самое себя из своего инобытия
По Гегелю, субъективной логике (учению о человеческом мышлении) должна
предшествовать логика объективная — учение о диалектическом саморазвитии
Абсолютной идеи (мирового Духа, Бога).
Природа в системе Гегеля есть лишь «инобытие» Абсолютной идеи. Как «среднее
звено» системы природа опосредует связь между Богом и человеком, человеческой
историей и культурой.
Философия духа — это и есть философия культуры. Гегель различает три ступени в
развитии духа:
субъективный дух — индивидуальное сознание;
объективный дух — воплощение («объективизацию») духа в мировой истории и
гражданском обществе;
абсолютный дух — общественные формы сознания (искусство, религия, философия).