Диалектика Гегеля как учение о развитии и метод познания.
Диалектика – это учение о развитии всего, что существует. О развитии, которое
понимается не как простое увеличение, рост или уменьшение, а как постепенное
усложнение организации существующего. Во-вторых, о развитии не только внешнего
мира (природы и общества), но и наших мыслей, понятий, познаний, объективного,
которое находит свое отображение в нашей голове.
Диалектика бывает материалистической и идеалистической. Материалистическая
диалектика исходит из того, что существует объективная диалектика – природы и
общества, т. е. внешнего мира, и что человек отражает ее в своей голове: в
сознании, мышлении, познании – в виде субъективной диалектики. Словом, вслед за
диалектикой вещей возникла и развивалась диалектика понятий как ее отображение.
Создателями материалистической диалектики были К. Маркс, Ф. Энгельс. Создателем
идеалистической диалектики был Гегель.
Для Гегеля диалектика — это такой переход одного определения в другое, в
котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограничены, то есть
содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика, согласно Гегелю, — «движущая
душа всякого научного развёртывания мысли и представляет собой единственный
принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость»,
метод исследования, противоположный метафизике.
Необходимость и движущее начало диалектического процесса заключается в самом
понятии абсолютного. Как таковое, оно не может относиться просто отрицательно к
своему противоположному (не абсолютному, конечному); оно должно заключать его в
самом себе, так как иначе, если бы оно имело его вне себя, то оно им
ограничивалось бы — конечное было бы самостоятельным пределом абсолютного,
которое таким образом само превратилось бы в конечное. Следовательно, истинный
характер абсолютного выражается в его самоотрицании, в положении им своего
противоположного, или другого, а это другое, как полагаемое самим абсолютным,
есть его собственное отражение, и в этом своём внебытии или инобытии абсолютное
находит само себя и возвращается к себе как осуществлённое единство себя и
своего другого. Скрытая во всём сила абсолютной истины расторгает ограниченность
частных определений, выводит их из их косности, заставляет переходить одно в
другое и возвращаться к себе в новой, более истинной форме. В этом
всепроникающем и всеобразующем движении весь смысл и вся истина существующего —
живая связь, внутренне соединяющая все части физического и духовного мира между
собой и с абсолютным, которое вне этой связи, как что-нибудь отдельное, не
существует вовсе. Глубокая оригинальность гегелевской философии, особенность,
свойственная исключительно ей одной, состоит в полном тождестве её метода с её
содержанием. Метод есть диалектический процесс саморазвивающегося понятия, и
содержание есть этот же самый всеобъемлющий диалектический процесс — и больше
ничего. Из всех умозрительных систем только в одном гегельянстве абсолютная
истина, или идея, не есть только предмет или содержание, но сама форма
философии. Содержание и форма здесь вполне совпадают, покрывают друг друга без
остатка. «Абсолютная идея, — говорит Гегель, — имеет содержанием себя самое как
бесконечную форму, ибо она вечно полагает себя как другое и опять снимает
различие в тождестве полагающего и полагаемого».[8]