Наивысшей своей продуктивности, своего творческого пика отечественная философия
достигла в первой четверти ХХ века: этот период богат разнообразием философских
школ (персоналисты, интуитивисты, соловьевцы) и выдающимися людьми, внесших
вклад не только в отечественную, но и мировую неклассическую философию,
интересом широкой общественности к философским вопросам. Этот период
заканчивается в 1922 году высылкой большинства русских философов за пределы
Советской России.
Советский период в развитии отечественной философии характеризуется тотальным
господством идеологизированного марксизма - диалектического и исторического
материализма. Зависимость от тоталитарной идеологии сказалась прежде всего на
разработке проблем социальной философии. Однако в этот период успешно
развивались проблемы гносеологии (в частности, по философии науки), эстетики и
культурологи (особо следует отметить работы М.М. Бахтина и А.Ф. Лосева), истории
философии.
Постсоветский период, начавшийся с сер. 80-х годов ХХ века и продолжающийся в
настоящее время, характеризуется отходом от догматизированных форм философии,
пересмотром отношения к марксисиско-ленинской философии и ренессансом русской
религиозной философии (широко изданы и изучаются классические труды религиозных
мыслителей, в том числе - созданных в русском зарубежье). Открылся доступ к
знакомству и широкому изучению новейших западных исследований по постмодернизму.
Современный период характеризуется отсутствием какой-либо ведущей системы или
доктрины, и, что вполне естественно в таких ситуациях, изрядным теоретическим и
методологическим эклектизмом.