№3
С 1834 Белинский печатался в “Телескопе” Надеждина. I В том же году “Молва”
(газета, приложение к “Телескопу”) I публикует его первую большую работу
“Литературные мечтания” I (критик приходит к выводу, что в России нет
литературы, но не воспринимает это трагически, считая, что перед литературой в I
России открыто будущее). В 1835 Надеждин уезжает за границу, и Белинский
назначен временным редактором “Телескопа”. I Белинский пишет статьи о Гоголе,
Баратынском, Бенедиктове, I Кольцове, выступает как переводчик и рецензент.
“Ранний” I Белинский придерживался идеалистических представлений о I литературе
(“Литература сама себе цель, и вне себя цели не I имеет”). “Поздний” Белинский
(в период “Отечественных; I записок” и “Современника”) большое внимание уделяет
I политическим идеям. В литературе он ищет прежде всего! I отражения
“действительности”. Еще в “Телескопе” Белинский, I активно боролся с
романтическим направлением в литературе! (Бенедиктов, Марлинский); в статье “О
русской повести и1 повестях г. Гоголя” он выступает как первооткрыватель нового
| писателя и нового направления в литературе (основной критерий | Белинский -
“верность действительности”; по мнению критика, творчество Гоголя отличают
простота вымысла, народность, оригинальность и “совершенная истина жизни”). В
статье “Ничто
о ничем” Белинский попытался создать теорию журналистики; он считал, что
главное для журнала - “иметь собственную физиономию”, направление. В 1836
“Телескоп” закрыли за публикацию “Философического письма” Чаадаева.В 1838
Белинский начинает печататься в реорганизованном журнале “Московский
наблюдатель” (организовали в 1835 В. П. Андросов, М. П. Погодин и С. П. Шевырев,
в 1837 журнал перешел в руки I книготорговца Н. С. Степанова) и в “Литературных
прибавлениях | к “Русскому инвалиду”” Краевского. В конце 30-х годов I Белинский
переживает идейный кризис, который сменяется | периодом “примирения с
действительностью” (1838 - 40 гг.) - Белинский исходил из формулы Гегеля “Все
разумное действительно, и все действительное разумно”. В начале 1839 “Московский
наблюдатель” был прекращен из-за материальных трудностей, и Белинский переходит
в “Отечественные записки” I А. Краевского. 40-е гг. - “петербургский” период в
творчестве Б., I период преодоления “примиренческих”
настроений.“Отечественные записки ” начал в 1820 выпускать П. Свиньин, а в 1838
сдал журнал в аренду А. А. Краевскому. С приходом в 1839 Белинского, который
внес в журнал доктрину, у “ Отечественные записки ” появилось “лицо”,
направление. Журнал был очень разнообразен (8 отделов - современная хроника
России, наука, словесность и художества, критика, домоводство, с/х и
промышленность, библиография и смесь), по замыслу Краевского, “Отечественные
записки” должны были | носить “энциклопедический характер”. По условиям
договора, Белинский должен был вести отдел критики и библиографическую хронику.
К тому времени Белинский был уже I вполне сложившимся, профессиональным
журналистом. С его точки зрения, полемика была очень важна для журнала.
Белинский выступал также за повышение качества беллетристики и литературно-
критических материалов журнала. В 40-е гг. в “Отечественные записки” публикуются
сочинения Лермонтова, Кольцова, Баратынского, Григоровича и др.; широко
представлена западноевропейская литература - Шекспир, Гете, Гейне, Жорж Санд,
Диккенс. Статья Белинского “Речь о критике”: новые
принципы рассмотрения литературных произведений; критика названа составным
элементом искусства, выразительницей общественного мнения, орудием воспитания.
Белинский пишет статью о Державине, начинает серию статей о Пушкине; регулярно
делает годовые обзоры русской литературы. Белинский защищает творчество Гоголя и
всех представителей “натуральной школы”, “реализм” и “народность”, причем его
понимание народности отличается от славянофилов и др. (он понимает ее как
воплощение идеалов народа, правдивость в изображении любых сторон
действительности и в конечном счете
— защиту интересов народа, а не как квасной патриотизм, использование
внешних атрибутов национальной жизни, идеализацию прошлого и тем более
самодержавия). С отходом Белинского от “примирения с действительностью”
“Отечественные записки” приобретают антикрепостническое направление. Но в то же
время многие публицисты журнала негативно относились и к западноевропейскому
капитализму. В статье “Парижские тайны” Белинский раскрывает “противоречия”
буржуазной демократии (пролетарий и капиталист равны перед законом, но от этого
пролетарию ничуть не легче). В середине 40- х гг. в журнале назревают серьезные
противоречия. Краевского не устраивала политическая острота выступлений
Белинского, и он пытался сдерживать его порывы, заваливая черновой работой, и к
тому же мало платил ему. В 1845 Белинский участвует в предпринятом Некрасовым
издании сборников “Физиология Петербурга” и “Петербуржский сборник” (Некрасов,
Григорович, Достоевский, Даль и др.) - это ознаменовало рождение так называемой
“натуральной школы” (термин Ф. Булгарина), “гоголевского направления” в
литературе, а вступительная статья Белинский к одному из сборников стала как бы
манифестом этого направления. В 1846 Белинский окончательно уходит из
“Отечественных записок».
В 1846 Некрасов и Панаев купили у Плетнева пушкинский “Современник”. Белинский
поддержал эту идею. Он перешел в “Современник”, который, по признанию Некрасова,
создавался прежде всего для Белинского, был наиболее влиятельным участником
“Современник”, ему предоставили полную свободу действий, и он определял идейное
направление журнала. Он положил начало размежеванию либерально-дворянской и
революционно-демократической тенденций в журналистике, которое продолжили
Чернышевский и Добролюбов. До 1859 “Современник” оставался литературным
журналом, хотя произведения подбирались с острой социальной проблематикой. В
журнале господствовала проза, стихов почти не печатали. Из зарубежных авторов -
Жорж Санд, Ч. Диккенс, П. Мериме, Г. Филдинг, Шекспир, Гете. Хорошо был
поставлен отдел критики и библиографии. Статьи Белинского “Взгляд на русскую
литературу 1846 года”, “Взгляд на русскую литературу 1847 года”, “Ответ
“Москвитянину””, рецензии на повторное издание “Мертвых душ” Гоголя, его
“Выбранные места из переписки с друзьями” и др. В “Современнике” не было четкого
разделения критических и библиографических статей (на это указывал сам Белинский
в обзоре литературы за 1846), жанр отзыва определялся важностью и
художественными достоинствами произведения. Статьи Белинского в первую очередь
придавали направление “ Современника”. В статье “Взгляд на русскую литературу
1846 года” критикует славянофилов, но все же не отрицает их заслуг - они
поставили вопрос о путях развития России, хотя ответ на него дали, по мнению
Белинского, неверный. Белинский излагает не только свои литературные взгляды,
но и политическую программу. Рассуждая о русской литературе, Белинский
затрагивает и общественно-политические вопросы, в частности, проблемы ликвидации
крепостничества, движения России по пути прогресса, в котором западноевропейские
страны значительно ее опередили.
В “Письме к Гоголю”, написанном за границей без оглядки на цензуру, Белинский
резко оценивает покаянные мотивы книги Гоголя, его попытки идеализировать
самодержавие и т. д. Обращаясь к Гоголю публично, т. е. в рецензиях на его
книгу, помещенных в “Современнике” - подцензурном издании - Белинский не мог
себе этого позволить. В 1847 позиции “натуральной школы» значительно укрепились.
“Взгляд на русскую литературу 1847 года” - последняя большая статья Белинского в
“ Современнике”
Белинский умер в мае 1848. Его смерть совпала с наступлением политической
реакции (т. н. “мрачного семилетия” - 1848 - 1854). Несмотря на это, не одно
поколение русских критиков и публицистов (особенно разночинцев по происхождению)
находилось под влиянием личноста и творчества Белинского. После его смерти
Никитенко отказался от редактирования “ Современника”, и редактором журнала
становится И. Панаев (неофициальным руководителем “Современника” остается
Некрасов).