шпаргалка

№19

[ Назад ]

Петербургская школа журналистики выделяет следующие функции: - Производственно-

экономическую, -Регулирующую, - Информационно-коммуникативную, - духовно-

идеологическую. Роли тесно взаимосвязаны и объединены в единый общественный

организм. Функции журналистики характеризуют совокупность ее обязанностей и

выполняемых ею задач, способ жизнедеятельности в обществе (определение

Е.П.Прохорова). Московская школа журналистики выделяет следующие функции:

- Коммуникативная (устанавливает контакт между журналистом и аудиторией,

после чего возможна реализация любых других функций), - Идеологическая, и -

Культурно-образовательная (ответственны за формирование мировоззрения аудитории

СМИ на научном уровне миропонимания), - рекламно-справочная (формируют

миросозерцание, то есть картину мира на чувственном уровне - журналистика

помогает человеку организовать свой быт), - рекреативная (эмоциональную сферу

человека); - организаторская (подводит итог журналистской деятельности,

представляя собой достигнутые ею результаты).

Коммуникативная функция. Все эти виды общения, которые в зависимости от

содержания выделяют психологи, присутствуют в массовой коммуникации, которой

занимается журналистика. Массовая коммуникация играет весьма важную роль в

формировании психологически высокоразвитого человека. Психологически

высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной

потребностью в общении с разными людьми, но также богатым содержанием,

множественностью целей и широким выбором средств общенияЭто универсальная

формула построения коммуникации (сформул. Лассвел, 1948г.): адресант ^канал

связи — адресат, над КС сообщение, под - результат. По сути дела это схема и i

современной массовой коммуникации, при условии наличия в ней обратной связи: от

Адресата к Адресанту. Адресантом выступает редакция, а Адресатом - аудитория.

Идеологическая функция. Идеология — логически обоснованная идея: объясненная,

аргументированная, представленная в соответствующих образах. Идеология — (по

словарю Ожегова) система взглядов, идей, характеризующих какую-нибудь социальную

группу, класс, политическую партию. Журналистика как идеологический инструмент

стремится укрепить в своей аудитории определенный тип сознательности как

единства сознания (внутренняя модель внешнего мира) и самосознания (осознание

своего места в этом мире). Можно с помощью городской газеты, которая постоянно

дает на первой полосе огромные фотографии со сценами убийств и насилий, создать

впечатление у горожан, что они живут в мире беспросветного насилия.

Культурно-просветительская функция журналистики. Культура — в отличие от

идеологии — реальное воплощение, тот или иной способ существования, определяющий

оптимальный уровень бытия на данной территории в данное время. Нет смысла

спорить, что первично, важно то, что эти понятия являются составляющими друг

друга. Нередко понятие культурно¬просветительской журналистики пытаются свести к

освещению деятельности в сфере литературы и искусства.

Методологические функции журналистики. Рекламно¬справочная, рекреативная,

организационная функции. Конструирующая роль журналистики заключается в неком

сочетании разных уровней информационного обобщения. Сначала журналист собирает

разрозненные эмпирические факты. Затем он обобщает их на уровне житейских,

эмпирических понятий и закономерностей. Потом сопоставляет полученные выводы с

известными теоретическими обобщениями. И смотрит на полученный результат с точки

зрения максимального теоретического, философского обобщения. Журналистское

исследование выполняет и интегрирующую роль, то есть объединяет в целое какие-

либо части. Мы не можем оставить без внимания самые незначительные изменения.

Конструирующая, координирующая, интегрирующая и логико-гносеологические — это

методологические функции аналитической журналистики. Которая базируется на массе

информационного, рекламно¬справочного материала. Справочная информация по любому

тематическому запросу сегодня присутствует в прессе. К справочным материалам в

журналистике примыкает реклама. Сегодня ей отдаются значительные, если не все,

площади информационного пространства, потому что реклама является для многих

изданий главным, если не единственным источником финансирования. Связывая

стандарты потребления с тем или иным образом жизни, реклама выполняет и

идеологическую функцию. Кроме выше перечисленных, журналистика несет на себе и

рекреативную функцию — гедоническую, развлекательную, функцию релаксации.

Принято считать, что эту функцию выполняют произведения развлекательного

характера. Для того, чтобы материалы рекреативного характера выполнили свою

роль, они должны быть выполнены на высоком качественном уровне и нести

положительный заряд эмоций.

Организаторская функция журналистики. Взаимосвязь функций. Журналистика

занимается формированием массового сознания. Это она может делать двумя

способами: Оказывать влияние на сознание, через создание общественного мнения в

первую очередь. Оказывать непосредственное воздействие на поведение социальных

институтов. Сегодняшними особенностями работы аудитории с информацией является

явные признаки атрофирования сознания. Информация, которую получает человек

сегодня безгранична по объему и весьма противоречива по содержанию. Зачастую не

представляется возможным отличить истину от только гипотезы или откровенной лжи.

Весьма распространенные технологии манипулирования общественным сознанием

отбивают у человека всяческое желание вообще делать попытки какого-либо анализа.

Это и есть главная причина атрофирования сознания и формирования цинизма как

формы защиты от массированного оболванивания. Журналистика ставит своей задачей

как можно более адекватное отражение мира, выявление истины, чтобы аудитория

имела возможность принимать решения, позволяющие ей достичь оптимальных

результатов при минимальных затратах в реализации своих потребностей. А

различные коммуникативные технологии озабочены тем, чтобы аудитория совершала

действия, направленные на реализацию не своих потребностей, а потребностей

источника информации. Потребности ИИ и аудитории не обязательно совпадают. Текст

может быть монофункциональным (представлено одна функция). С доминирующей

функцией (превалирует одна, но есть и другие). Полифункциональным (несколько или

даже все функции). Чем больше, тем лучше, может быть вся совокупность не в

тексте, а в конкретном номере газеты. Чем большее число потребностей затронуто у

аудитории, тем более вероятна реализация разнообразных функций журналистики.

Рассмотрим следующее деление периодики, предложенное С. Корконосенко:

• по региону распространения (транснациональная, национальная,

региональная, местная пресса);

• по учредителю (государственная и негосударственная пресса);

по аудиторной характеристике (возрастной, половой, профессиональный,

конфессиональный признаки);

• по издательским характеристикам (периодичность, тираж, формат, объем);

• по легитимности (с точки зрения наличия разрешения на издательскую

деятельность);

■ по содержательному наполнению (качественная и массовая).

По мнению Л. Реснянской наиболее распространенным и актуальным является деление

печатных изданий на универсальные и специализированные.

Универсальные реализуют модель «для всех обо всем». Специализированные издания

могут иметь модели:

• «для всех не обо всем» (тематическая профилизация прессы - «Спорт-

Экспресс», «СПИД-инфо», «Финансовая Россия»);

• «не для всех не обо всем» (ограничение аудитории и тематики -

профессионально-отраслвые, женские, мужские, детские).

Помимо этого JI. Реснянская выделяет издания смешанного типа, объединяющие черты

универсальных и специализированных: «обо всем для единомышленников» (партийные

газеты - «Советская Россия», «Лимонка» и др.)

Желтая пресса имеет свою собственную типологию - от «универсальной» бульварщины,

предлагающей сплетни и дутые сенсации из любых сфер жизни («Экспресс-газета»,

«Желтая газета»), до специализированной, посвященной какой-либо одной области -

криминалу («Вне закона», «Криминальная хроника»), эротике («Speed-инфо»,

«Интим»), чертовщине («Оракул») и т.п. Интересна классификация со стороны

менеджмента по PR. С этой точки зрения можно выделить четыре основные группы:

1. Деловые издания.

2. Общественно-политические издания.

3. Таблоиды, или «желтые» издания.

4. Специализированная пресса.

Электронные СМИ представлены телевидением и радиовещанием.

Рассмотрим типологию телевидения на примере России. Если все «разнообразие»

советского телевидения сводилось к делению на центральное и местное вещание, то

на изломе тысячелетий телевидение характеризуется более сложной классификацией:

1. По способу трансляции:

эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ

распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя);

• спутниковое (например, «Космос-ТВ» - совместное российско- американское

предприятие, предлагающее российскому потребителю спутниковые телепрограммы

западных компаний; в России эру непосредственного спутникового телевещания в

конце

1996 г. открыли четыре телеканала «НТВ плюс»);

- кабельное (компания «КТВ-1», кабельные сети в городах России)

2. По типу деятельности:

' вещательные (осуществляющие телетрансляцию программ, в большинстве своем это

универсальные телеорганизации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ

к эфиру);

• программопроизводящие (продюсерские фирмы);

• дистрибьюторы (своеобразная инфраструктура телевещания).

3. По принципу образования:

• из старых структур;

• новообразованные.

4. По охвату аудитории:

• общероссийское (РТР) - аналог Центрального телевидения (в еще большей

мере это относится к следующему пункту);

• межгосударственные (ОРТ);

• региональные («Юг России»);

• местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона).

5. По способу распространения телесигнала:

• общенациональные (ОРТ, РТР);

• сетевые («ТВ-6 Москва»);

• местные.

6. По специализации программ:

• общие;

• специализированные (Спорт).

7. По форме собственности:

• государственные;

• негосударственные, среди которых имеются все разнообразные дозволенные

законом формы собственности:

1) частные (Рен-ТВ, Гимини фильм Интернешнл);

2) акционерные общества:

- открытого типа (Центр коммерческого телевидения);

- закрытого типа («2 х 2 Телемаркет»);

- общества с ограниченной ответственностью (Агентство Парадиз);

- товарищества с ограниченной ответственностью (Екатеринбург Арт Home

Video).

- корпорация (Видеофильм);

- киноассоциация (Dixi — создатель знаменитой программы «Куклы» на НТВ,

пострадавшая сторона в истории с программой «Национальный интерес»);

- продюсерский центр («Московский стиль» — производство программ «Момент

истины», «Маски-шоу»; «Джентльмен-шоу»);

- концерн («Красная площадь» — основатель, продюсер и директор Валерий

Комиссаров, программы «Мужские и женские истории», «Моя семья»);

- независимая телестудия (ИМИ-ТВ, Уралфильм);

• смешанные компании с участием зарубежных инвесторов (АОЗТ Российско-

Британская творческая ассоциация «Ист-Вест»).

Что касается дифференциации, профилирования отечественных телеканалов в процессе

развития многопрограммности, то она протекает следующим образом:

по тематическому признаку: информация; музыка; кино; культура и искусство и

т.д.;

• по аудиторному (адресному) признаку: для детей; для молодежи; для

женщин; для пенсионеров; для пожилых людей; для домохозяек и т.д.;

• по национальному признаку: республиканская программа; программа для

национальных групп населения; программа для проживающих вне территорий своих

национальных образований;

по территориальному признаку: общегосударственная (интеграционная -

межгосударственная, зарубежная, на зарубежную аудиторию) телепрограмма, местная

(региональная, вплоть до кабельной сети поселка, микрорайона) программа;

по временному признаку: круглосуточные программы; программы, вещающие

определенное время (или с плавающим графиком вещания);

Собственно телевидение включает в себя следующие разновидности:

антенное (традиционное, классическое, трансляционное) телевизионное вещание;

спутниковое (непосредственное, глобальное, всемирное) телевидение (мировидение);

• кабельное (абонентское) телевидение;

кассетное (видеотечное) телевидение — видеодиски (лазеровидение);

• тигровое телевидение -- видеотекс, телетекст.

Современное радиовещание можно разделить на

• частные радиостанции;

• общественные вещательные радиостанции и корпорации;

• государственное вещание;

• международное вещание.

Коммерческие станции в регионах можно разделить на два типа. На региональном

уровне работают:

• франчайзинговые (от англ, franchise - привилегия) коммерческие сетевые

FM-станции - ретрансляторы московских, реже петербургских станций, которые

платят за прием программ головной сетевой станции со спутника и дают в эфир от

1,5 до 6 часов передач местного производства

местные коммерческие FM-станции, имеющиеся во всех крупных городах (от 4 до 6

станций, иногда более).

• в некоторых крупных промышленных городах России также создаются частные

медиа-холдинги. Например, в Ростове-на-Дону

- телерадиокомпания «Пульс.

По охвату аудитории как государственные, так и негосударственные каналы можно

классифицировать следующим образом:

• общенациональные или центральные радиостанции, программы которых

принимает и слушает население всей страны или большая его часть. К ним

относятся:

- государственные радиостанции: «Радио России», «Маяк»;

- коммерческие каналы: «Русское радио», «Европа плюс», «Наше радио» и др.;

региональные радиостанции, вещающие на регионы (республики, края, области) и

крупные города страны.

локальные, местные радиостанции, охватывающие ограниченную аудиторию небольших

городов, поселков, населенных пунктов, сельских районов и т.п.

Международное радиовещании. Его разновидности:

государственные службы иновещания с официальным статусом. К ним относятся

радиостанции «Голос Америки».

- службы иновещания с общественным статусом - примером организаций такого

рода являются Всемирная служба Би-Би-Си, «Радио Японии

«суррогатные» («замещающие») иновещательные радиостанции - службы, которые

финансируются государством, но декларируют неофициальную, неправительственную

ориентацию «Свободная Европа/Свобода

• религиозные - к их числу относится Радио Ватикана.

- коммерческие музыкально-информационные - радиостанции, обычно строящие

свою вещательную политику по формуле «популярная музыка 1 новости + реклама» и

финансируемые за счет рекламных доходов.

Интернет - многофункциональная система Все издания в Интернете можно совершенно

четко разделить на две категории - собственно сетевые издания и онлайновые

версии печатных СМИ.

Гораздо трудней различить издания популярные и элитарные



КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |