№24
Информационные программы — это сообщение о фактах, текущих событиях, прогнозах и
теориях. Это все жанры информационной и аналитической публицистики:
информационное сообщение, отчет, интервью, репортаж, комментарий, обозрение,
беседа, дискуссия, то есть новостные информационные и аналитические программы, а
также авторские программы, производство которых в последние годы взяли на себя
информационные дирекции телекомпаний.
В общем потоке новостей теленовости занимают особое место. Репортаж на
телевидении - один из основных жанров телеинформации.
Прямой репортаж - непосредственная трансляция в эфир передачи сообщений
репортером, ведущим репортаж с элементами авторской импровизации и
комментированием, на основе заранее подготовленных материалов, без
предварительного монтажа изобразительного ряда.
Репортаж в записи - видео- или кинозапись события с последующим монтажом.
Проблемный репортаж - передача с места события, посвященная анализу и оценкам,
выводам, урокам этого события.
Телевизионный сюжет - это краткое сообщение о событии, записанное на видео- или
кинопленку, с драматургическим ходом, позволяющим раскрыть общественное значение
конкретного события или явления. Наиболее ярко телевизионные сюжеты проявляют
себя в новостях.
Телевизионный журнал — это видеозапись двух или более тематических
самостоятельных разножанровых сюжетов, объединенных единым сценарным планом.
Примерами можгут служить известные тележурналы “Одиссея команды Кусто” или “В
мире животных”.
Телевизионное обозрение - это видеозапись двух и более сюжетов на разные темы,
но объединенных единством времени (за месяц, за неделю), пространство (по
стране, республике, в мире) или во времени и пространстве. Примером может
служить еженедельная аналитическая программа “Итоги”.
Коментарий — предполагает выступление специалиста с оригинальным текстом по
поводу события, факта, с определенной оценкой этих явлений, раскрывающей
авторскую позицию. Пример - передача “Человек и закон”.
Телеочерк создается путем фиксации материала на различные носители, последующего
его отбора, комментирования и монтажа. Телеочерк - это в известном смысле
документальный фильм, когда удается достигнуть образности и глубины средствами
прямого телевидения.
Пресс-конференции, в ходе которой участники передачи - журналисты газет, радио и
телевидения - задают вопросы, вытекающие из интересов читателя, зрителя,
слушателя, руководителям ведомств, специалистам в той или иной сфере
деятельности и получают на них конкретные ответы.
Хроника Теперь хроника существует в драматической форме. Пример тому передача
“Дорожный патруль” и т.п. Все эти жанры взаимодействуют между собой,оказывая
друг на друга влияние, взаимообогащаясь, переходя из одного вида в другой. В
этом заключена сложность проблемы овладевания законами сознания ТВ передач
определенных жанров.
Интервью — (от англ. interview — обмен мнениями) — жанр информационной
публицистики, в составе информационных материалов один из вариантов разговорной
передачи «в лицах» — диалог, полилог, конфронтационное интервью, интервью и т.д.
Также составная часть (метод) журналистской работы в различных жанрах,
позволяющая сделать эффектный материал об интересном или видном человеке, или
подготовить эпатирующий «экспромт» для увеличения зрелищности телеигры, или
добыть недостижимую иными способами, менее травмирующими эстетическое
восприятие, недостающую в сюжете для зрелищности информацию. Также элементарный
источник (порождающий жанр пучка жанров), трансформация которого приводит к
более сложным узким жанрам типа пресс- конференции или теледебатов. Также
психологический прием идентификации особенностей личности — интервью на
раскрытие личности для тренировки работников ТВ, иногда используемое в жанре
телеигры. Также составная часть жанра «журналистское расследование». И так
далее.
Различается несколько г разновидностей интервью: протокольное, информационное (в
связи с конкретным'событием, причем как только что случившимся, так и давно
прошедшим, но вызвавшим именно сейчас общественный резонанс), портретное
(личностное) и проблемное (показывающее живыми словами от первого лица
компетентное мнение о некоторой проблеме или общественно-значимом явлении). Что
впрочем, не исчерпывает всех разновидностей интервью. Обычно учебники
журналистики выделяют только три типа интервью (событийное, проблемное и
портретное), приписывая им различные цели и соответственно описывая три формы
работы журналиста с человеком. Естественно, журналисту приходится сталкиваться и
с теми формами опроса, которые формально находятся вне пределов журналистики:
интервью психологическое, психиатрическое, следственный допрос, собеседование
для приема на работу или учебу. Основа интервью — вопросы, которые делятся на
программные и экранные (микрофонные), закрытые и открытые, прожективные (по
предполагаемой ситуации) и конкретные (фактологические), прямые и косвенные,
фильтрующие (для проверки степени информированности источника) и контрольные
(для проверки правдивости), буферные и ударные, контактные и ситуативные и т.д.
Независимо от предпочитаемого жанра журналист должен уметь работать как
интервьюер и обязан знать, как готовить вопросы, какого типа они бывают, как
выстраивать «драматургию» интервью и чего нельзя делать, в том числе это
касается одежды и макияжа.