Специфика древнеиндийской и древнекитайской философии, их основные понятия и школы.
ПОНЯТИЯ
ПРАКРИТИ (материальная природа) подчинена САНСАРЕ (колесу жизни). Регулирование сансары осуществляется КАРМОЙ (законом воздаяния). ДХАРМА - универсальный принцип справедливости как закона, долга, добродетели той или иной касты. Действие в соответствии с дхармой улучшает карму. МОКША - религиозный идеал спасения. РЕИРКАРНАЦИЯ – возрождение. АХИМСА-не причинение вреда всему живому
ШКОЛЫ
1. Неортодоксальные
1.1. Джайнизм. 6 в.Онтология: 2 субстанции: джива (живое), аджива (неживое). Гносеология: 2 вида познания: несовершенное (непосредственное), совершенное (интуиция, доступная освобожденным от материи).
1.2. Буддизм. 6-5. Онтология: основа мира - пустота. Видимый мир - следствие волнения дхарм (мельчайших элементов). Гносеология: акцент на медитации. Внешний мир - иллюзия.
1.3. Чарвака. Онтология: основа - 4 элемента (земля, вода, огонь, воздух). Отрицание кармы. Гносеология: ощущение-источник познания.
2. Ортодоксальные.
2.1-2. Санхъя и Йога. Онтология: Дуализм Пуруши (духовного начала) и Пракрити (матер.нач.). Гносеология: источники познания - 1.восприятие, 2.логическое умозаключение, 3.свидетельство авторитетов. цель познания - очищение сознания.
2.3-4. Веданта и Миманса. Онтология: основа - Брахман-Атман. Гносеология: ист.познания - священные тексты.
2)Традиционные философские учения Китая
Главное успех здесь и сейчас.
ШКОЛЫ
1.Конфуцианство (5-6 вв). Социальная философия: нравственная природа человека, семья, государство. ЖЕНЬ - человеколюбие - закон идеальных отношений между людьми, основан на "Золотом правиле морали". Безусловное почитание младшим старшего. ЛИ - благопристойность, следование ритуалу.
2. Легизм. Социальная философия: идея сильного государства. Император - один из людей. Люди от природы злы. Управление - через закон, право. Все равны перед законом.
3. Моизм. Соц.ф-я: осн. полит. принципы - всеобщая любовь и взаимная выгода.
4. Даосизм. ДАО - закон возникновения и исчезновения отдельных явлений и мира в целом. Предназначение человека - следовать дао. Принцип У ВЭЙ (недеяние) - отсутствие внешнего целеполагания во имя растворения своего "Я" в естественном порядке вещей. Идеал бессмертия.
ОСОБЕННОСТИ:
1. метафизическая направленность и идеалистическая интерпретация действительности, ее психологизация
2. осн.познавательные установки - традиционализм и интравертность
3. синтез ф-и и религиозной практики спасения
ПОНЯТИЯ
Исходные субстанциальные основания бытия - БРАХМАН (высшая объективная реальность) и АТМАН (высшая духовная сущность). Конкретных характеристик не имеют. ПРАКРИТИ (материальная природа) подчинена САНСАРЕ (колесу жизни). Регулирование сансары осуществляется КАРМОЙ (законом воздаяния). ДХАРМА - универсальный принцип справедливости как закона, долга, добродетели той или иной касты. Действие в соответствии с дхармой улучшает карму. МОКША - религиозный идеал спасения.
ШКОЛЫ
1. Неортодоксальные
1.1. Джайнизм. 6 в. Вархамана. Онтология: 2 субстанции: джива (живое), аджива (неживое). Гносеология: 2 вида познания: несовершенное (непосредственное), совершенное (интуиция, доступная освобожденным от материи). Сотериология: мокша-результат аскетизма и ахимсы.
1.2. Буддизм. 6-5. Гаутама Будда. Онтология: основа мира - пустота (шунья). Видимый мир - следствие волнения дхарм (мельчайших элементов). Гносеология:акцент на медитации. Внешний мир - иллюзия. Сотериология - 4 благородные истины.
1.3. Чарвака. Онтология: основа - 4 элемента (земля, вода, огонь, воздух). Отрицание кармы. Гносеология: ощущения-источник познания. Сотериология: достижение счастья, удовольствия.
2. Ортодоксальные.
2.1-2. Санхъя (Капила, 7) и Йога (2 в.). Онтология: Дуализм Пуруши (духовного начала) и Пракрити (матер.нач.). Гносеология: источники познания - 1.восприятие, 2.логическое умозаключение, 3.свидетельство авторитетов. цель познания - очищение сознания.
2.3-4. Вайшешика (3) и Ньяя (3). Онтология: субстанция - субстрат действия и качества. Гносеология: ист.позн. 1.восприятие 2.вывод 3.сравнение 4.доказательство
2.5-6. Веданта и Миманса. Онтология: основа - Брахман-Атман. Гносеология:ист.познания - священные тексты.