шпаргалка

IV волна русской эмиграции: основные имена, причины эмиграции, характер литературной деятельности

[ Назад ]
волна началась с начала 91х г.(в период распада СССР) по сегодняшний день. Был разрешен свободный выезд. Характерные черты: эмигранты не порывают связи с родиной и их отъезд не становиться фатальностью, при желании каждый может вернуться. Советская идеологическая система разрушилась, исчезли физиологические границы, сняты жесткие цензуры, запреты, исчез идеологический враг, растворился ареол писателя, борьба за свободу. Специфики эмигрантской литературы теперь нет. Поэтому слово писатель-эмигрант используется условно. Типы писателей: писатели-эмигранты (А. Лебедев, М. Шишкин), пис. – экспатриант (уехал, живет за границей- К. Кобрин, З. Зиник), пис.- номад (вечно странствует – М. Абрамович), пис.- турист (на время оставляет страну – А. Чапай, Л. Федорова). Проблематика: унаследовала темы «России» (образ России становиться объектом осмысления героями-эмигрантами, предки которых были русскими, стремятся приобщиться к ценностям русской культуры, хранить память о них ), «Трагическое существование человека в тоталитарном государстве» (основы соц. Метафизики, феномен страха, свободы, несвободы, способы преодоления несвободы), «Бытия эмигрантов» (открыть, узнать новый мир, чтобы в нем выжить, конкретика в описании людей). Особенности худ. метода: эксперимент в области жанра, хронотопам повести, развивают реальные, авангардские, постмодернистские традиции и находят их в движении и развитии. Анализ К. Кобрин «Последний европеец»: мужчина, историк по образованию путешествует по Европе (сначала Чехия, затем Германия). Сопоставляет жизнь современной Европы и Жизнь Европы по учебникам истории в вузе. Путешествие чел безымянного, странничество - символистическое путешествие - поиск смысла жизни. Во время путешествия герой освобождается от качеств современного человека. Новый код, который появляется в литературе, герой лишает себя советской идентичности, старается отказаться от прежней экзистенции. (герой намеренно надевает на себя европейскую одежду, выстраивает новую коммуникацию с самим собою и миром - находится в промежуточной ситуации: остается только «тело» и сознание героя, которые наполняются новыми качествами. В культурном полилоге с миром, повседневной коммуникации, он обретает новую экзистенцию. Свобода (анонимность как полнота) приобретает вид бытия, становится смыслом и опорой)- форма может изменить сознание, намеренно создает внутреннюю сознательность (герой использует атрибуты европейской культуры). Но становиться понятно, что сложно избавиться от соц. прошлого, навязать чуждую модель поведения, преодолеть ту которую навязали в детстве. Происходит игра по правилам другого реальногомира. За самоироничным описанием просматривается ситуация культурно-символического торга. В игре по культурным правилам субстрат «совковости» «обменивается» на иные культурные знаки. Культурно-символический торг оказался необходим. Это единственная форма преодоления советской идентичности и обретения прежней, «европейской». Герой достаточно легко, безболезненно свершает этот торг.Семантика совершенных персонажем транскультурных «жестов»:
- Широкополосная газета в общественном транспорте – за ней можно спрятаться, исключить форму взаимодействия с окружающим миром и тем самым сохранить свою частную жизнь; - Одежда - демонстрация принципа «как важно быть несерьезным», «напускное равнодушие» к одежде; при выборе руководствоваться принципами удобства и практичности; - Декларированность английского языка в качестве языка глобализации, международного общения.
Между тем несмотря на счастливое обретение «анонимности» (свободы) и легкость в сознательном наделении себя транскультурными атрибутами, все же в пограничной ситуации герой испытывает состояние тревоги, чувство глубокого психологического дискомфорта. Путешествие по Европе становится одновременно и кризисом. К. Кобрин показывает, насколько сложно человеку, прошлое которого отягощено грузом советскости, обрести естественную сущность человека. Итог. Рефлектирующий герой К. Кобрина постоянно преодолевает чуждую ему модель советского поведения и образа жизни. Своеобразным «порогом», за которым открывается для персонажа свобода становится детская игра по правилам другого культурного мира, путешествие по Европе, межкультурная коммуникация, культурно-символический торг. Именно в условиях иномира появляется возможность становиться ближе к универсальным ценностям бытия, осваивать их, самосовершенствоваться, открывать в себе самом нечто новое, дотоле неизведанное и освобождаться от всего того, что мешает и угнетает.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |