Сравнительная характеристика количественных и качественных методов социально-
психологического исследования. Проективные методики, используемые в качественных
исследованиях.
Ме иссл. В с.ψ.: Основные: Наблюд-е (житейское, научное – включ-е, невкл-е)
Эксп-т(лаб, естеств; констатирующ, формир) Социометрия. Вспомогат-е: 1.Обобщ-е
независ-х х-к (выявление и ан-з мнений о техин с-п явл-х и проц, получ-х от
разных людей). 2.Опросы: письм-анета, устн, инт-ю. 3. Ан-з рез. Де. 4. Тестир-е
(проективное, психокоррекционное). Жит-е набл огранич-ся регистрацией ф-тов,
носит случайный, неорган х-р.
Название ме
Суть ме Кол-во участ-
ников в гр.
Наличие модера-
тора Области примен. Доп. инф.
Фокус-группы
Групп-е фокусир-е полустандарти- зир инт-ю в ф-ме групп. дискусс. по
заранее разраб. сценарию.
6-12 чел. + Полу-е предварит. инф по интересующ. теме. Выр-
ка исслед-х гип-з. Изуч-е воспр-я опр-х объектов. Стимул-е новых ид и творч-х
концепц. Используемый в фокус-группах метод групповой дискуссии лежит в
основе практически всех групповых методов сп
Номинальные группы Вар 1. Рез-ты индивид-х интервью одних участников
обсуждаются другими участниками. Вар 2. Уч-ки собираются в единую группу, но
отвечают на ? по одному, без непоср-го взаимод-я др с др.
до 12 чел.
+ -ii-ii-ii- Чаще всего используются в тех случаях, когда
нельзя собрать вместе интересующую группу (известных политиков, ученых,
чиновников, специалистов и т.п.)
Десантные группы
Проведение групповых обсуждений в реальн. обстан-ке 6-12 чел.
+ -ii-ii-ii- Используются для создания обстановки, близкой к
действительности
Брэйнсторминг Ме групп-го колл-го продуцир-я новых идей. При этом
процесс выдвиж. идей отделен от процесса их критич. оц. и отбора от 3
чел.
необяза-тельно Самые разнооб-е: от реш-я научно-технических,
управленческих, творческих задач до поиска вариантов поведения в определенных
сит-х Процедура проводится в два этапа: 1. выдвижение идеи; 2. оценка идей.
Этап 2 лучше проводить чз нес-ко дней
Синектические группы
Дискуссию начинают синекторы, стараясь представить различные точки
зрения по поводу темы беседы. Постепенно включаются остальные. В ходе дискуссии
вырабатывается групповое решение более 10 чел. 4-5 синек-торов Ан-з х-к
тестир-го продукта, выбор рекламной стратегии, создание рекламных конструктов
Специальные техники: “личные аналогии”, “заглавие книги”, “примерное
отступление” и др.
Дельфи-группы Выдвиж-е ид. о будущем с ц-ю прогноза, основ-х на коллект-м
мнении экспертов. Суммир-е прогнозов в статистич. ф-ме. Опред-е ключевых
положений. Передача материалов для следующ. обсужд-я. _
Разработка прогнозов в социально-экономической и политической сферах
Процедура повторяется либо до достижения единой точки зрения, либо до отсутствия
дальнейших изменений в индивидуальных прогнозах
Группы конфликта
Спец-но комплект-я т. о, чтобы спровоцировать столкновение различных
мнений 6-12 чел + Сопоставление различных стилей жизни, взглядов,
мнений. Выработка новых идей При наборе участников в отличие от ф-г отсут-ет
п-п гомогенности
Адаптационные группы Ориентир-ны на определ-е того, в какой мере употребление
товаров определ-ся их социальной или потребительской ценностью 6-12 чел
+ Для определения факторов отношения к тому или иному товару, явлению
Наиболее часто применяется для изучения феномена престижного потребления
Расширенные креативные группы (ECG) Выполнение группой различных проективных
заданий с их последующим обсуждением 6-10 чел. + Анализ
характеристик тестируемого продукта, выбор рекламной стратегии, создание
рекламных конструктов Проективные техники: интуит-е асс, рисун-е тех-ки,
коллажи, рол. игры, психогеометрические и цветовые тесты, антропомор ме-ки
Группы обсуждения без лидера Групповое обсуждение проблемы без участия
ведущего 6-10 чел.
_ как и в ф-группе При провед таких групп уч-кам могут
даваться как общие, недетализированные, так и очень подробные инструкции
Peer-группы Переходный метод от индивидуальных интервью к гр-вым 2-4 чел.
+ аналогично Созд. возможн-ть получ-я Б дет-ной инф от кажд
участника
Групповые кач-ные с-п ме-ды.
Проективные Вербальные техники в групповых качественных СП ме. 1. Завершение
предложений use для: Выявление ключевой информации, свободной от влияния группы;
подготовка участников к трудной теме, анализ специфических характеристик
продукта, получение более непосредственной реакции на изучаемый объект и т.п.
Если бы директором был я, ... Я бы начал рекламную кампанию с ...2. Свободные и
направленные ассоциации - Анализ глубинного восприятия тестируемого объекта,
рекламного материала и т.п., а также снятие напряжения, расслабление участников.
Какие ассоциации вызывают у вас слова “минеральная вода”? 3.Аналогия – Респ-м
предл-ся представить тестируемый объект в виде чего-то другого. Освобождение
респ-в от логич-их ограничений, придание большей эмоц-ти ответам при анализе
глубинного воспр. тестируемого объекта, поиске рекл-х идей и т.п. Представьте
себе ТМ “Балтика” в виде животного, автомобиля, музыки, дерева. 4.
Антропоморфизм (персонификация)
Учас-кам предлаг-ся оживить тестируемый объект, дать ему человеческое имя,
физическое описание, рассказать об его х-ре, + и – кач-х, судьбе и т.п. И
наоборот, сравнить реального чел (политика)с чем-то “нечеловеческим”Анализ
глубинного восприятия тестируемого объекта, разработка образа объекта, поиск
рекламных идей, разработка рекламных материалов и т.п.
Предположим, что эта стиральная машина превратилась в человека. Каким он будет?
С каким цветом ассоциируется у вас этот бизнесмен?5.Персонализация-Вар
антропоморфизма, когда участника просят представить себя изучаемым объектом и
рассказать о своих ощущениях, чувствах. мыслях, состоянии и т.п. Представьте
себе, что вы - автомобиль “Шкода”. Как бы вы себя чувствовали на российских
дорогах? 6. Ролевая игра. Анализ принятия решений, изучение реального поведения
различных субъектов в той или иной ситуации и т.п. Гр. делится на две
части: разработчики рекламного ролика и “приемная комиссия” заказчика. Цель
одних участников - доказать, что ролик хорош. Цель других - найти слабые стороны
ролика. 7.Фантастические сценарии. Уч-кам предлаг. представить себе ид-ю
сит, связанную с тестируемым объектом. Создание идеального образа тестируемого
продукта, определение его базовых характеристик, разработка рекламных идей.
Представьте себе, какое чудо может с вами произойти после того, как вы выпили
ликер Бэйлис. 8. Гипотетические сценарии Уч-кам предл. представить себе
реальную ситуацию, связанную с тестируемым объе-м. Выявление реальных
характеристик тестируемого объекта, конкретных факторов связанных с его
употреблением и т.п. Расскажите, когда и как вы употребляете коньяк: на встрече
с друзьями, на романтическом свидании, один - для снятия стресса. Проективные
НЕВербальные техники в кач-ных исслед. 1. Коллаж. Уч-ки создают свой образ
тестируемого объекта или р-ю на него при пом. вырезок, собств-х рис. Затем
следует обсужд-е. В колл-х анализируются цвета, избранные объекты. Ц. -
Провокация эмоц-х, фантазийных, креат-х ид. у респ-в, сокращ. t подробного
устного обсуждения тестируемого объекта, выявл-е осн-х мотивов респ-та, созд-е
образа тест-о объекта 2. ψ-кий рис. (лепка).Участ-м предлаг. выразить с помощью
рис. свое отношение к тес-му объекту или свою р-ю на него. В рис-х анал-ся цвет.
гамма, использ-е символы и т.п. Ц.- -ii-ii- + создание специфических ассоциаций
(цвета, формы, символов) 3. BUBBLES (завершение рис)Вар1. Участ-м предл.
нечеткие, недетализированные “размытые” рис, ð необходимо завершить. (одеть
человечка, олицетворяющего тес-мый О. Дорис. его лицо, прическу, изобразить его
дом, его собаку) Вар2. Участ-м предл. некая нарис. ситуация, в ð принимают
участие тестир-е О(или их образы). От респ-в треб. придум. диалоги между героями
рис. Ц.- -ii-ii- +противопоставление того, что респонденты говорят по ходу
обсуждения тому, что они дум. Перед вами лежат два одинак. недорис-х
человечка. 1 из них банк Кедр, а второй - БХ. Оденьте их, пожалуйста. 4.
манипуляция с предметами. Респ-м предъявл. образцы тестир-х О(либо их
фотографии, видеозап.) и предлагают их проранжировать по различным критериям.
Ц.- Выяв-е специф. х-к тестир-х О, выбор лучшего рекламного материала.
Проранжируйте представленные винные этикетки на основе следующих критериев:
красочность; информативность; нетрадиционность; соответствие продукту.
Колич-е ме иссл-я: набл-е, э., опрос, анализ документов, социометрия. Все колич-
е методы явл. классич-ми для СП и прикладной СП, в то t как качественные ме
активно примен-ся в практической СП.