шпаргалка

Интеракционизм в социальной психологии: представители, основные теории.

[ Назад ]


Общая характеристика направления:

а) основной отправной пункт для анализа - не индивид, а процесс социаль­

ного взаимодействия людей, средства его осуществления и регулирования;

б) тесная связь с когнитивистскими теориями и социологией;

в) ключевые понятия - "интеракция" и "роль";

д) основной теоретический источник - социально-психологические концепции Джорджа

Мида - американского философа, социолога и социального психолога.



Основные направления:

символический интеракционизм;

ролевые теории;

теории референтной группы.



Символический интеракционизм

Теория символическогоинтеракционизма - теоретические взгляды на значимость в

общении символов, жестов, мимики.

Представители символическогоинтеракционизма: Дж. Мид, Г. Блумер, Н. Дензин, М.

Кун, А. Роуз, А. Роуз, А. Стросс, Т. Шибутани и др. - уделяют особое внимание

проблемам "символической коммуникации" (общению, взаимодействию, осуществляемому

при помощи символов).

Наиболее значимым трудом в области символического интеракционизма является

работа Мида Джорджа Герберта (1863-1931) "Сознание, личность и общество"

(1934г.). Дж. Мид - американский философ, социолог, социальный психолог, выражал

идеи прагматизма, полагал, что человеческое "Я" имеет социальную природу и

формируется в ходе социального взаимодействия.



Основные позиции, определяющие теоретическую суть символического

интеракционизма, изложенные Дж. Мидом:

а) личность - продукт социального взаимодействия. В процессе взаимодействия

выражение лица, отдельные движения, жесты, называемые Мидом "символами",

вызывают определенные реакции у собеседника.

Следовательно, значение символа или значимого жеста следует искать в реакции

того лица, которому этот символ адресован;

б) для ведения успешной коммуникации человек должен обладать способностью

принять роль другого (собеседника). Роль связана со способностью видеть себя

глазами другого;

в) накопление опыта взаимодействия приводит к формированию у человека образа

"обобщенного другого". "Обобщенный другой" - понятие, означающее интеграцию

установок у индивида в отношении тех людей, которые

видят его (индивида) со стороны;

г) поведение индивида определяется в основном тремя компонентами:структурой

личности, ролью и референтной группой.



Структура личности включает три компонента:

"I" (Я) - импульсивное, творческое, движущее начало личности, являющееся

причиной вариаций в пределах ролевого поведения, отклонений от него;

"Me" (меня) - нормативное "Я", своего рода внутренний социальный контроль,

основанный на учете требований значимых для других людей и прежде всего

"обобщенного другого" и направляющий действия личности на достижение успешной

социальной интеракции;

"Self" (самость) - совокупность импульсивного и нормативного "Я", их активное

взаимодействие.



В символическоминтеракционизме выделяются две школы - Чикагская (Г. Блумер) и

Айовская (М. Кун).



Г. Блумер - представитель Чикагской школы символическогоинтеракционизма.

Выступал против эмпирического подтверждения выводов Д. Мида, утверждая, что для

выявления социально-психологических феноменов и характеристик личности пригодны

лишь описательные методы, так как выражение личностью своих отношений и

состояний складывается всякий раз различным образом. Считал, что личность

находится в непрерывном процессе изменения, суть которого составляет

неповторимое и непрерывное взаимодействие между импульсивным "Я" и нормативным

"Я", постоянный диалог личности с собой, а также интерпретация и оценивание

обстановки и поведения других людей. Вследствие того, что социальные установки

человека постоянно изменяются, то делается вывод, что поведение можно объяснить,

но нельзя предсказать. Ролевое поведение - это поисковый, динамичный и

творческий процесс (делание роли).



М. Кун (Айовская школа) - автор "теории самооценки личности". Утверждал, что

поведение детерминируется тем, как индивид воспринимает и интерпретирует

окружающую действительность, в том числе и себя. То есть, зная самооценку

личности, мы можем предсказать поведение этой личности.

Ролевое поведение трактуется как "исполнение", "проигрывание", "принятие" роли,

что исключает его творческий характер.

М. Кун вводит следующее операциональное определение личности: "Операционально

сущность личности можно определить... как ответы, которые индивид дает на

вопрос: "Кто я такой?", обращенный к самому себе, или на вопрос: "Кто Вы

такой?", обращенный к нему другим лицом". Полученные в ходе проведенного

исследования ответы испытуемых на этот вопрос были разделены на две категории:

а) характеризующие социальный статус и роль (студент, дочь, гражданин);

б) относящиеся к индивидуальной характеристике (толстый, невезучий,

счастливый).

Из полученных ответов подавляющая часть относилась к первой категории, что

означает большую значимость ролевых позиций для личности.

. Ролевые теории

Представители ролевой теории: Т. Сарбин, Э. Гоффман, Р. Линтон, Р. Ромметвейт,

Н. Гросс и др.

Главная категория - "социальная роль", то есть совокупность норм, правил и форм

поведения, характеризующих типичные действия человека, занимающего определенное

положение в обществе. Роль определяется как динамический аспект статуса. Статус

- это "набор ролевых ожиданий" в отношении члена группы, которые подразделяются

на "ожидания-права" и "ожидания-обязанности" индивида при исполнении им роли.

Когда индивид осуществляет свои права и обязанности, вытекающие из его статуса,

он исполняет соответствующую роль (Р. Линтон).

В понимании роли выделяются следующие аспекты:

а) роль как система ожиданий в обществе относительно поведения

индивида;

б) роль как система специфических ожиданий индивида по отношению к

своему поведению во взаимодействии с другими;

в) роль как наблюдаемое поведение индивида.

Существуют виды ролей:

а) конвенциональные, формальные (в отношении них в обществе есть

четкие общепринятые представления) и межличностные, неформальные (в

отношении них нет единых представлений);

б) предписанные (внешне заданные, не зависящие от усилий индивида)

и достигнутые благодаря усилиям индивида;

в) активные (исполняемые в данный момент) и латентные (потенциаль­

ные).



Кроме того, роли могут отличаться в зависимости от интенсивности их исполнения

человеком, от степени его включенности в роль (от нулевой до максимальной

включенности).

Восприятие и исполнение индивидом роли зависит от следующих условий:

а) знание роли;

б) умение выполнять роль;

в) интериоризация выполняемой роли.



Когда индивид не в состоянии выполнять предъявленные ролью требования возникает

ситуация ролевого конфликта.



Выделяются конфликты двух типов:

1) межролевые конфликты - конфликт, возникающий тогда, когда индивид вынужден

выполнять несколько ролей, но не в состоянии отвечать всем требованиям этих

ролей;

2) внутриролевые конфликты - конфликт, когда требования, предъявляемые к

носителям одной роли, вступают в противоречие в разных социальных группах.

Острота ролевого конфликта определяется двумя факторами:

а) чем больше общих требований предъявляют две роли, тем

незначительнее ролевой конфликт, который они могут вызывать;

б) степенью строгости предъявляемых ролями требований: чем строже

определены требования ролей и чем жестче требуется их соблюдение, тем

труднее их исполнителю уклоняться от выполнения этих требований и тем

более вероятно, что эти роли могут вызвать ролевой конфликт.



Характер действий человека по преодолению ролевой напряженности -то есть

состояния индивида в ситуации межролевого конфликта - ставится в зависимость от

следующих обстоятельств:

а) субъективное отношение к роли ее исполнителя;

б) санкции, применяемые за исполнение или неисполнение роли;

в) тип ориентации исполнителя роли (ориентация на моральные ценности;

прагматическая ориентация).



Исходя из этих факторов можно предсказать, какой способ решения конфликта

предпочтет исполнитель роли.



Представитель "ролевого" направления - Э. Гоффман в работе "Человек в

повседневном поведении" (1959) - выдвинул концепцию "социальной драматургии",

где проводит почти полную аналогию между реальными жизненными ситуациями и

театральным представлением. Автор исходит из того, что человек способен не

только смотреть на себя глазами партнера, но и корректировать свое поведение в

соответствии с ожиданиями другого с тем, чтобы создать о себе более

благоприятное впечатление. Для эффективного взаимодействия партнеры должны иметь

информацию друг о друге, средствами которой выступают: внешность; предыдущий

опыт взаимодействия; слова и дела партнера (может управлять ими, создавая свой

имидж).

При описании ролевого поведения вводит понятие "ролевой партии", используя

театральную терминологию:

"фасад" - окружение, внешность и манера поведения индивида;

"авансцена" - место, где происходит взаимодействие;

"кулисы" - место, где происходит деятельность, имеющая отношение к исполнению

роли, но недоступная для глаз аудитории.



Теории референтной группы

Представители: Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли, Р. Мертон.

Термин "референтная группа" был предложен в 1942 г. Г. Хайманом. Под ней он

понимал группу людей, с которой человек сравнивал себя при определении своего

статуса. Результатом сравнения с референтной группой является самооценка

человеком своего статуса.

В настоящее время большинством психологов под референтной группой понимается

группа, к которой индивид относит себя психологически, ориенти­руясь при этом на

ценности и нормы данной группы, которая служит ему системой отсчета для оценки

себя и других, а также источником формирования социальных установок и ценностных

ориентации. Референтная группа -группа людей, в чем-то значимых для индивида;

групповой эталон индивидуальных ценностей, суждений, поступков, норм и правил

поведения.

В основе теории референтной группы лежат идеи У. Джемса об эмпири­ческом

социальном "Я" и Дж. Мида об "обобщенном другом". Джемс подчер­кивал, что

социальное "Я" формируется у индивида в процессе его общения с другими людьми на

основе того признания, которое он получает от других. Значение обобщенного

другого, согласно Дж. Миду, определяется тем, что именно через него

осуществляется воздействие общества на индивида и его мышление.

Теория социальной драматургии И. Гофмана

Каждая жизненная ситуация - это драматургический спектакль в миниатюре, где есть

действующие лица, сена, декорации, зрители, сюжет.

Исполняя социальные роли человек пытается произвести такое впечатление, под

влиянием которого окружающие будут добровольно выполнять, то что соответствует

его замыслу.



КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |