Интеракционизм в социальной психологии: представители, основные теории.
а) основной отправной пункт для анализа - не индивид, а процесс социаль
ного взаимодействия людей, средства его осуществления и регулирования;
б) тесная связь с когнитивистскими теориями и социологией;
в) ключевые понятия - "интеракция" и "роль";
д) основной теоретический источник - социально-психологические концепции Джорджа
Мида - американского философа, социолога и социального психолога.
Основные направления:
символический интеракционизм;
ролевые теории;
теории референтной группы.
Символический интеракционизм
Теория символическогоинтеракционизма - теоретические взгляды на значимость в
общении символов, жестов, мимики.
Представители символическогоинтеракционизма: Дж. Мид, Г. Блумер, Н. Дензин, М.
Кун, А. Роуз, А. Роуз, А. Стросс, Т. Шибутани и др. - уделяют особое внимание
проблемам "символической коммуникации" (общению, взаимодействию, осуществляемому
при помощи символов).
Наиболее значимым трудом в области символического интеракционизма является
работа Мида Джорджа Герберта (1863-1931) "Сознание, личность и общество"
(1934г.). Дж. Мид - американский философ, социолог, социальный психолог, выражал
идеи прагматизма, полагал, что человеческое "Я" имеет социальную природу и
формируется в ходе социального взаимодействия.
Основные позиции, определяющие теоретическую суть символического
интеракционизма, изложенные Дж. Мидом:
а) личность - продукт социального взаимодействия. В процессе взаимодействия
выражение лица, отдельные движения, жесты, называемые Мидом "символами",
вызывают определенные реакции у собеседника.
Следовательно, значение символа или значимого жеста следует искать в реакции
того лица, которому этот символ адресован;
б) для ведения успешной коммуникации человек должен обладать способностью
принять роль другого (собеседника). Роль связана со способностью видеть себя
глазами другого;
в) накопление опыта взаимодействия приводит к формированию у человека образа
"обобщенного другого". "Обобщенный другой" - понятие, означающее интеграцию
установок у индивида в отношении тех людей, которые
видят его (индивида) со стороны;
г) поведение индивида определяется в основном тремя компонентами:структурой
личности, ролью и референтной группой.
Структура личности включает три компонента:
"I" (Я) - импульсивное, творческое, движущее начало личности, являющееся
причиной вариаций в пределах ролевого поведения, отклонений от него;
"Me" (меня) - нормативное "Я", своего рода внутренний социальный контроль,
основанный на учете требований значимых для других людей и прежде всего
"обобщенного другого" и направляющий действия личности на достижение успешной
социальной интеракции;
"Self" (самость) - совокупность импульсивного и нормативного "Я", их активное
взаимодействие.
В символическоминтеракционизме выделяются две школы - Чикагская (Г. Блумер) и
Айовская (М. Кун).
Г. Блумер - представитель Чикагской школы символическогоинтеракционизма.
Выступал против эмпирического подтверждения выводов Д. Мида, утверждая, что для
выявления социально-психологических феноменов и характеристик личности пригодны
лишь описательные методы, так как выражение личностью своих отношений и
состояний складывается всякий раз различным образом. Считал, что личность
находится в непрерывном процессе изменения, суть которого составляет
неповторимое и непрерывное взаимодействие между импульсивным "Я" и нормативным
"Я", постоянный диалог личности с собой, а также интерпретация и оценивание
обстановки и поведения других людей. Вследствие того, что социальные установки
человека постоянно изменяются, то делается вывод, что поведение можно объяснить,
но нельзя предсказать. Ролевое поведение - это поисковый, динамичный и
творческий процесс (делание роли).
М. Кун (Айовская школа) - автор "теории самооценки личности". Утверждал, что
поведение детерминируется тем, как индивид воспринимает и интерпретирует
окружающую действительность, в том числе и себя. То есть, зная самооценку
личности, мы можем предсказать поведение этой личности.
Ролевое поведение трактуется как "исполнение", "проигрывание", "принятие" роли,
что исключает его творческий характер.
М. Кун вводит следующее операциональное определение личности: "Операционально
сущность личности можно определить... как ответы, которые индивид дает на
вопрос: "Кто я такой?", обращенный к самому себе, или на вопрос: "Кто Вы
такой?", обращенный к нему другим лицом". Полученные в ходе проведенного
исследования ответы испытуемых на этот вопрос были разделены на две категории:
а) характеризующие социальный статус и роль (студент, дочь, гражданин);
б) относящиеся к индивидуальной характеристике (толстый, невезучий,
счастливый).
Из полученных ответов подавляющая часть относилась к первой категории, что
означает большую значимость ролевых позиций для личности.
. Ролевые теории
Представители ролевой теории: Т. Сарбин, Э. Гоффман, Р. Линтон, Р. Ромметвейт,
Н. Гросс и др.
Главная категория - "социальная роль", то есть совокупность норм, правил и форм
поведения, характеризующих типичные действия человека, занимающего определенное
положение в обществе. Роль определяется как динамический аспект статуса. Статус
- это "набор ролевых ожиданий" в отношении члена группы, которые подразделяются
на "ожидания-права" и "ожидания-обязанности" индивида при исполнении им роли.
Когда индивид осуществляет свои права и обязанности, вытекающие из его статуса,
он исполняет соответствующую роль (Р. Линтон).
В понимании роли выделяются следующие аспекты:
а) роль как система ожиданий в обществе относительно поведения
индивида;
б) роль как система специфических ожиданий индивида по отношению к
своему поведению во взаимодействии с другими;
в) роль как наблюдаемое поведение индивида.
Существуют виды ролей:
а) конвенциональные, формальные (в отношении них в обществе есть
четкие общепринятые представления) и межличностные, неформальные (в
отношении них нет единых представлений);
б) предписанные (внешне заданные, не зависящие от усилий индивида)
и достигнутые благодаря усилиям индивида;
в) активные (исполняемые в данный момент) и латентные (потенциаль
ные).
Кроме того, роли могут отличаться в зависимости от интенсивности их исполнения
человеком, от степени его включенности в роль (от нулевой до максимальной
включенности).
Восприятие и исполнение индивидом роли зависит от следующих условий:
а) знание роли;
б) умение выполнять роль;
в) интериоризация выполняемой роли.
Когда индивид не в состоянии выполнять предъявленные ролью требования возникает
ситуация ролевого конфликта.
Выделяются конфликты двух типов:
1) межролевые конфликты - конфликт, возникающий тогда, когда индивид вынужден
выполнять несколько ролей, но не в состоянии отвечать всем требованиям этих
ролей;
2) внутриролевые конфликты - конфликт, когда требования, предъявляемые к
носителям одной роли, вступают в противоречие в разных социальных группах.
Острота ролевого конфликта определяется двумя факторами:
а) чем больше общих требований предъявляют две роли, тем
незначительнее ролевой конфликт, который они могут вызывать;
б) степенью строгости предъявляемых ролями требований: чем строже
определены требования ролей и чем жестче требуется их соблюдение, тем
труднее их исполнителю уклоняться от выполнения этих требований и тем
более вероятно, что эти роли могут вызвать ролевой конфликт.
Характер действий человека по преодолению ролевой напряженности -то есть
состояния индивида в ситуации межролевого конфликта - ставится в зависимость от
следующих обстоятельств:
а) субъективное отношение к роли ее исполнителя;
б) санкции, применяемые за исполнение или неисполнение роли;
в) тип ориентации исполнителя роли (ориентация на моральные ценности;
прагматическая ориентация).
Исходя из этих факторов можно предсказать, какой способ решения конфликта
предпочтет исполнитель роли.
Представитель "ролевого" направления - Э. Гоффман в работе "Человек в
повседневном поведении" (1959) - выдвинул концепцию "социальной драматургии",
где проводит почти полную аналогию между реальными жизненными ситуациями и
театральным представлением. Автор исходит из того, что человек способен не
только смотреть на себя глазами партнера, но и корректировать свое поведение в
соответствии с ожиданиями другого с тем, чтобы создать о себе более
благоприятное впечатление. Для эффективного взаимодействия партнеры должны иметь
информацию друг о друге, средствами которой выступают: внешность; предыдущий
опыт взаимодействия; слова и дела партнера (может управлять ими, создавая свой
имидж).
При описании ролевого поведения вводит понятие "ролевой партии", используя
театральную терминологию:
"фасад" - окружение, внешность и манера поведения индивида;
"авансцена" - место, где происходит взаимодействие;
"кулисы" - место, где происходит деятельность, имеющая отношение к исполнению
роли, но недоступная для глаз аудитории.
Теории референтной группы
Представители: Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли, Р. Мертон.
Термин "референтная группа" был предложен в 1942 г. Г. Хайманом. Под ней он
понимал группу людей, с которой человек сравнивал себя при определении своего
статуса. Результатом сравнения с референтной группой является самооценка
человеком своего статуса.
В настоящее время большинством психологов под референтной группой понимается
группа, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на
ценности и нормы данной группы, которая служит ему системой отсчета для оценки
себя и других, а также источником формирования социальных установок и ценностных
ориентации. Референтная группа -группа людей, в чем-то значимых для индивида;
групповой эталон индивидуальных ценностей, суждений, поступков, норм и правил
поведения.
В основе теории референтной группы лежат идеи У. Джемса об эмпирическом
социальном "Я" и Дж. Мида об "обобщенном другом". Джемс подчеркивал, что
социальное "Я" формируется у индивида в процессе его общения с другими людьми на
основе того признания, которое он получает от других. Значение обобщенного
другого, согласно Дж. Миду, определяется тем, что именно через него
осуществляется воздействие общества на индивида и его мышление.
Теория социальной драматургии И. Гофмана
Каждая жизненная ситуация - это драматургический спектакль в миниатюре, где есть
действующие лица, сена, декорации, зрители, сюжет.
Исполняя социальные роли человек пытается произвести такое впечатление, под
влиянием которого окружающие будут добровольно выполнять, то что соответствует
его замыслу.