Строение и развитие личности в психоанализе. Защитные механизмы.
Основоположником психодинамической теории личности (классический психоанализ),
является австрийский ученый З.Фейд. По мнению Фрейда, главным источником
развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), точнее
общая биологическая энергия. Доминирует в в структуре личности бессознательное.
В основе процесса развития лежит структура строения личности: я (ядро
человеческой личности) оно (неосознаваемые потребности)сверхЯ (культурное
образование, как совокупность правил и т.п.). СверхЯ считается сформированным
если человек внутрь себя запреты извне.
0 - 1год оральная стадия (эрогенная зона - слизистая рта и губ). Ребенок
получает удовольствие, когда сосет Люди начинают делиться на оптимистов и
пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного
"Оно" формируется "Я" ). Грубый отказ от кормления грудью – формирует недоверие,
сверхнезависимость, сверхактивность. Длительное кормление (более 1,5 лет) может
привести к формированию доверчивой, пассивной и зависимой личности.
1 - 3 года анальная стадия (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку
кишечника). Формируется опрятность, аккуратность, скрытность,пунктуальность,
агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в
личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция - "Сверх-Я"
как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть).
3 - 5 лет фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей
эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была
направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность
к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс
Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования
"Сверх-Я".
5 - 12 лет латентная стадия как бы временно прерывает сексуальное развитие
ребенка. Влечения, исходящие из "Оно", хорошо контролируются. Детские
сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка
направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.
12 - 18 лет генитальная стадия соответствует собственно половому развитию
ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному
сексуальному общени
В онове теории передача энергии (либидо- сексуаль жизнен энерг, сексуальн
влечение и тонатос –энерг смерти, разрушающее агрессивное влечение) –
динамическая (гидравлическая ) теория. Врожден бессознат влечен – это каналы по
котор проход энергия формируя нашу Де. Структура психики сост из 3 компонентов
Ид (Оно)-область бессознат(область первич процесс)- главн. Структура личности,
состоящая из совокупности бессознательных(сексуальных и агрессивных) побуждений;
ид -движущая сила поведения, источник энергии, мощное мотивационное начало, ид
функционирует в соответствии с принципом удовольствия,
Оно функционирует целиком в бессознательном. Выражает первичный принцип всей
человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой
биологически обусловленными побуждениями. Последние, когда они сдерживаются и не
находят разрядки, создают напряжение в личностном функционировании. Требования
биологической природы являются императивными и неустранимыми до тех пор, пока не
будут удовлетворены. Основной принцип, которым руководствуются влечения Оно -
принцип удовольствия. Фрейд выделил сексуальное влечение - «либидо», которое
является
Механизмы избавления личности от напряжения: рефлекторные действия и первичные
процессы (в первом случае автоматический ответ на сигнал – чихание, если
рефлекторный акт не возможен, то первичные процессы представления – психический
образ объекта, сновидения, галлюцинации, психозы).
Эго (Я)-область сознат(обл вторич процесс), совокупность осознаваемых человеком
познавательных и исполнительных функций психики, представляющих все наши знания
о реальном мире, поверхностный слой душевного аппарата. Сознание. Соизмеряет
деятельность Оно с принципом реальности; Эго- это структура, которая призвана
обслуживать Ид, регулирует процессвзаимодействия м/у Ид и СуперЭго и выступает
ареной непрекращающейся борьбы между ними; Эго (Я)-часть личности, которая
обращена к внешнему миру инаходится в прямом и непосредственном контакте с ним.
В нем представлено разумное начало. Его ведущие способности: сознавать и
воспринимать. Выполняет две функции в жизни человека: познавательная (благодаря
сознаванию и восприятию может строить образ окружающего мира адекватный его
свойствам) и регуляционная (Я регулирует поведение человека, приспосабливая
требования влечений Оно и морально-этические требования Сверх-Я к реальным
условиям и объектам. Эти притязания все время расходятся и Я часто не
справляется с ними. Эго эволюционирует из Оно, заимствуя часть энергии для своих
нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Основной принцип,
которым руководствуется Эго – принцип реальности. Цель – сохранить целостность
организма, путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда буден
найдена возможность достичь разрядки подходящим образом. Принцип реальности
вносит в наше поведение меру разумности. Эго является исполнительным органом
личности и областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем.
Супер Эго- нравств начало, структура, содержащая социальные нормы, установки,
моральные ценности того общества, в котором живет человек.
– сознат-е, предсознат, бессознат. В созн и предсозн – супер эго(неврожд
структура) в бессознат – ид- врожден структура.
Это надзиратель, критик, продолжает в личности ту функцию, которую выполнял
родитель и воспитатель. Эта часть структуры личности относится к
бессознательному.
Основные функции Сверх-Я:
- Идеал - поощрительный аспект Сверх-Я. Имеющаяся у человека система
моральных ценностей предписывает ему определенные идеальные образцы, с которыми
он должен соотносить и оценивать свои мысли, чувства и поступки, и к которым он
должен стремиться. Установление для себя высоких стандартов и их достижение.
- Самонаблюдение – Сверх-Я постоянно наблюдает, насколько поведение
человека соответствует этим идеалам.
- Совесть – определенный комплекс переживаний, которым Сверх-Я реагирует
на степень соответствия чувств, мыслей и поступков идеальным, представленным в
Эго-идеале. Если соответствуют, то совесть спокойна, иначе – начинает испытывать
муки совести выражаемые в чувстве стыда, вины, моральной несостоятельности.
Происхождение. Сверх-Я не врождена, она формируется у ребенка в раннем детстве
при участии родителей и близких людей. До возникновения собственного Сверх-Я его
место занимает Сверх-Я родителей. Процесс его вращивания – постепенная
идентификация ребенка со Сверх-Я своих родителей.
Ребенок рожд с максим чувством эго «я».
В процессе жизни оно сужается, ид – расшир-ся. Супер эго (сверх я) действует по
принципу удовлетворения. Смягчают конфликт- психологические защиты. В процессе
развит эроген зоны премещ-ся в разл области тела, ( 5 стадий) , через котор
ребенок получ удовольствие и через котор разряжается. Либидозная энергия –
основа развит не только индивида, но и общества.(Себя идентифицир с вождем. Любя
вождя начинают с симпат относ друг к другу.- общий объект поклонения). Пихолог
защиты- Вытеснение- перевод в подсознание мыслей и чувств причиняющих страдание.
Самый неэффективный механизм, так как при этом энергия вытесненного
неосуществленного, желания, мотива не реализуется в деятельности, но остается в
человеке, вызывая рост напряженности. Желание вытесняется в бессознательное,
человек о нем забывает, но оставшееся напряжение дает о себе знать в виде
символов, наполняющих сновидения, ошибок, описок, оговорок. При этом символ
Отрицание - Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он
"закрывает на нее глаза", прибегает к отрицанию ее существования, или старается
снизить серьезность возникающей для его "Сверх-Я" угрозы. Одна из наиболее
распространенных форм такого поведения неприятие, отрицание, критики в свой
адрес со стороны других людей, утверждение, что то, что критикуется, на самом
деле не существует. В некоторых случаях такое отрицание играет определенную
психологическую роль, например, когда человек действительно серьезно болен, но
не принимает, отрицает этот факт: Тем самым, он находит в себе силы продолжать
бороться за жизнь. Однако чаще всего отрицание мешает людям жить и работать,
поскольку не признавая критики в свой адрес, они не стремятся избавиться от
имеющихся недостатков, подвергающихся справедливой критике.
Проекция – процесс, посредством которого личность приписывает свои собственные
неприемлемые мысли, чувства другим людям, возлагая таким образом на них вину за
свои недостатки и промахи (может осознать и анализировать , но со стороны). Все
люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они неохотно
признают, а чаще совсем не признают. Механизм проекции проявляет свое действие в
том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает
другому
лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.
Рационализация- более успешный вид защиты, человек прикрывает желания, но
объясняет придуманными, но морально приемлим мотивами. . Обращение к
рационализации характерно тем, что оправдание поступка находится обычно уже
после того, как он совершен. Наиболее типичные приемы рационализации следующие:
а)оправдание своей неспособности что-либо сделать;б)оправдание совершенно
нежелательного действия, объективно сложившимися обстоятельствами.
Замещение -Перенос - переадресовка агрессии от более угрожающего. Оно
выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо
нравственно допустимым способом. Замещение — это механизм психологической защиты
от неприятной ситуации, в основе которого лежит перенос реакции с недоступного
объекта на доступный или замена неприемлемого действия приемлемым. За счет
такого переноса происходит разрядка напряжения, созданного неудовлетворенной
потребностью. Замещение может осуществляться разными способами. Первый способ -
замещение одного действия другим. Мальчик не может нарисовать крейсер, и от
злости рвет рисунок. Второй способ - замещение действия словами. Тем не менее
стандартной формой замещение грубой силы, нацеленной на наказание или
оскорбление действием, служат брань и словесные оскорбления. Они используются
как предохранительные клапаны для выхода переполняющих человека чувств,
предотвращая физическое воздействие. Показано, что у человека, привыкшего решать
свои проблемы с помощью грубой силы, запас скверных слов существенно меньше, чем
у человека, не склонного к дракам. Человек, которому наступили на мозоль, либо
ударит наступившего, либо обругает его. Одновременное обращение и к тому и к
другому происходит редко. Замещение может разворачиваться также путем перевода
действий в иной план - из реального мира в мир утешительных фантазий. Как
известно, человек не только охраняет, но и творит свой внутренний мир, и когда
не может достичь желаемого во внешнем мире, то погружается в события,
осуществляемые в мире внутреннем, реализуя себя в них. Маленькие дети, которые
воспитываются в детском доме, встретив любого незнакомого человека, пришедшего
по делу в их детский дом, видя в нем своего отца или мать. Таким образом они
пытаются удовлетворить свое неутоленное желание любви, единения, близости. Эта
отвлеченная и отчужденная форма любви служит наркотиком, облегчающим боль,
вызванную реальностью: одиночеством и обделенностью.
Реактивное образование –подавление неприемлемых побуждений и замена их в
поведении на противоположные побуждения.
Регресс – одна из форм защиты. Человек перескакивает на более примитивную стадию
(грызет ногти, кусает ручку и т.п.).
Сублимация _ наиболее эффективная защита. Помогает направить энергию
(сексуальную или агрессивную) в другое русло, например реализовать ее в
творческой Де На основе ее создана Арт-терапия.
это один из высших и наиболее эффективных защитных механизмов человека. Она
реализует замещение недостижимых целей в соответствии с высшими социальными
ценностями. Сублимация — это переключение импульсов, социально нежелательных в
данной ситуации (агрессивности, сексуальной энергии), на другие, социально
желательные для индивида и общества формы активности. Агрессивная энергия,
трансформируясь, способна сублимироваться (разрядиться) в спорте (бокс, борьба)
или в строгих методах воспитания (например у слишком требовательных родителей и
учителей), эротизм — в дружбе, в творчестве и т. п. Когда непосредственная
разрядка инстинктивных (агрессивных, сексуальных) влечений невозможна, находится
деятельность, в которой эти импульсы могут разрядиться.
Сублимация реализует замещение инстинктивной цели в соответствии с высшими
социальными ценностями. Формы замещения разнообразны. У взрослых это не только
уход в мечту, но и уход в работу, религию, всевозможные увлечения. У детей к
реакциям регрессии и незрелым формам поведения примыкает также замещение с
помощью ритуалов и навязчивых действий, которые выступают как комплексы
непроизвольных реакций, позволяющих человеку удовлетворить запретное
бессознательное желание. По мнению З. Фрейда, опираясь на сублимацию, человек
способен преодолеть воздействие ищущих выхода сексуальных и агрессивных желаний,
которые нельзя ни подавить, ни удовлетворить, направив их в другое русло.
Когда человек ощущает себя слабым и беспомощным, он идентифицирует,
отождествляет себя с удачливыми или авторитетными людьми. Благодаря
подсознательным защитным процессам одна часть инстинктивных желаний вытесняется,
другая направляется на прочие цели. Одни внешние события игнорируются, другие
переоцениваются в нужном для человека направлении.
Рисование как одна из форм сублимации позволяет отреагировать инстинктивные
импульсы, снижая вероятность их внешних проявлений в социально опасной или
неприемлемой форме. Сублимация включает в себя замещение не только сексуальных,
но и агрессивных импульсов. В широком смысле под агрессией понимают стремление
человека непосредственно, без вынужденных задержек и отказов, удовлетворить свой
бессознательный импульс и разрядиться на объект. Как известно, агрессивное
поведение включает в себя два рода действий: условную агрессию, связанную с
самоутверждением, и враждебную, направленную на причинение вреда противнику. В
первую очередь сублимируется агрессия, связанная с самоутверждением. Стремление
«я хочу» особенно свойственно детям с доминирующем типом личности
Защита позволяет отвергать некоторые стороны своего «Я», приписывать их
посторонним лицам или, напротив, дополнять свое «Я» за счет качеств,
«захваченных» у других людей. Такое преобразование информации позволяет
сохранить устойчивость представлений о мире, о себе и о своем месте в мире,
чтобы не потерять опоры, ориентиров и самоуважения.
Мир вокруг нас постоянно усложняется, поэтому необходимым условием
жизнедеятельности является постоянное усложнение защиты и расширение ее
репертуара. Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого
поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская
сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное
удовольствие, - поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д.
Аналитич психология К.Юнга.
Юнг. Личность состоит из трех взаимодействующих структур: эго, личное
бессознательное, коллективное бессознательное.
Эго(индивидуальное сознательное) – центр сферы сознания, основа самосознания.
Включает в себя мысли, чувства, воспоминания, ощущения, благодаря которым мы
чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми, регулируем
свою Де.
Личное бессознательное – конфликты и воспоминания, которые когда–то
осознавались, но теперь подавлены или забыты. Оно содержит в себе комплексы или
скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных
индивидом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного. Эти
комплексы скомпонованы вокруг самых обычных тем (влияют на поведение индивида).
Например, комплекс власти – расходует психическую энергию на деятельность прямо
или символически связанную с темой власти. Комплекс может быть осознан.
Коллективное бессознательное – хранилище латентных следов памяти человечества и
даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для
всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального
прошлого. Это совокупность универсальных личностных проблем, которые могут
возникать перед человеком в разные времена. Коллективное бессознательное состоит
из мощных первичных психических образов – архетипов. Архетипы – врожденные идеи,
формы (изначально пустые) или воспоминания, которые предрасполагают людей
воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом
(предрасполагающие факторы). Врожденные здесь тенденции эмоционально, когнитивно
и поведенчески реагировать на конкретные ситуации. Архетипы: Я – представление о
себе, поверхностное Я; Персона –публичное лицо, множество проигрываемых
социальных ролей. Она для других и скрывает истинную сущность; Тень – темная,
дурная и животная сторона личности, неуправляемое телесное желание, но это и
источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в человеке. Функция
Эго направить в нужное русло энергию тени. Анима и анимус - человек существо по
своей природе бисексуальное (развитие плода, гормоны, маскулинность и
фемининность - в одном человеке). Феминный архетип в мужчине - анима,
маскулинный в женщине - анимус. Эти архетипы являются не только причиной наличия
у человека психологических характеристик противоположного пола, но и влияют на
понимание между мужчинами и женщинами. Самость – сердцевина личности, вокруг
которой объединены остальные. Это переживание индивидуации, уникальности себя,
своего поступка, мысли и одновременно – переживание единства с человечеством.
Архетип находится на границе личного и коллективного бессознательного. Это
безличный архетип, символ равновесия. Самость упорядочивает остальные свойства.
Здесь возможно единство сознания и бессознательного, они не противоречат, а
дополняют друг друга.
Индивидуация – приближение к пониманию себя, развитие личности, путь к
коллективному бессознательному, к единству с человечеством. Это выявление
собственных сущностных свойств. Конечная цель – полная реализация Я, становление
единого, неповторимого и целостного индивида. Конечное выражение индивидуации –
сознательная реализация человеком своей уникальной психической реальности,
полное развитие и выражение всех элементов личности. Итог индивидуации –
самореализация. Цель индивидуализации – достижение самости, интеграции
архетипов. Самости можно достич только к 35-40 годам.
Понимание того что вы достигли самости сязано с ощущением внутрен гармонии,
полноты жизни.
Типология Л. На основе понятий экстроверсии (установка наполнить внешней
информац врожден архетипы) и интроверсии-( ориентация на внутрен мир, на собств
пережив) – выделил 8 подтипов Л. (Экстраверт мыслительный- изуч внешн мира;
интроверт- мыслит- пониман собств идей).
1) Природный организм. Юнг не считал тело самостоятельным. Тело и душа
неразделимы, это разные стороны феномена жизни.
2) Социальные отношения – материал для заполнения архетипов. Архетип тени,
маски, образ врага, анима, анимус.
3) а) Познавательное представление о себе. Интеллект – орудие сознания, но
поэтому интеллектуальное знание не может быть полным так как бессознательное
находится вне его контроля. Правильный путь познания – интуиция, воображение.
Такой путь проникновения в себя может быть более глубоким и верным.
б) Понятие самости, собственно личности, реального Я. Самость – архетип.
2 уровня бессознательного-
- личное бессознат- находивш на уровне сознания, но забытое , вытесненное – их
можно осознать
-коллективное бессознательное- более глубок уровень психики- содержит в себе
врожден опыт поколений. Осознанию не подлежит, но проявл-ся в виде спонтан
образов, символов. Через сны, видения, фантазии- постоянно активно воздействует
на сознание и играет роль в формиров сознания.(генетическая память всего человеч
рода- архитипы). Бессильны противостоять его влиянию, но можем обратить во
благо. Архитипы-психический материал, не возникает в личном опыте (сухое русло
реки- основа)
Структура Л.
-Самость-центральный архетип Л,в процессе развития Л обретает целостность,
индивидуализир-ся в своем выражении, самопознании.
-Персона – маска,роль.- та часть котор мы показ миру, какими хотим быть в глазах
людей
-Анима- у мужчин женск черты, Анимус- у женщин мужск черты- проявлен коллектив
бессознательного- определяет поведение человека, творчество
- Тень – обратная сторона самости (личное бессознательное)вредно не замечать
тень. Источник спонтанного творчества, низменного аморального поведения.