Способности, их измерение и развитие.
Б. М. Теплов. Свойства способностей 1) способность есть индивидуальное свойство,
которое различно проявляется у разных людей. Это переменная. Ее можно измерять.
2) Такая характеристика, которая очень тесно связана с познавательной и
исполнительной областью – знаниями, умениями, навыками. Эти свойства отражают
классический диагностический подход к изучению способностей. Способность есть
свойство, связанное с успешным освоением / осуществлением деятельности. Это
успех. Его можно измерять. 3) способности не тождественны ЗУН. Способность – не
результат, а условие, готовность, процесс освоения ЗУН. Итог: способность –
индивидуальное качество, связанное с готовностью к успешному освоению
определенной деятельности. (1) capacity – условие, возможность (связь с телом,
организмом). Capacity - анатомические и физиологические особенности, которые
определяют возможность развития органа в оптимальных условиях. Это задатки.
Вход: возможности развития. (2) ability – умение, имеющееся средство. Это
реализация возможностей. Выход: результат развития. Между ними – «черный ящик».
Изучение способностей – изучение процесса их формирования (процесс реализации
задатков). Способности – задатки, проявляющиеся в деятельности. Способности
впервые появляются в деятельности. Способности могут не сводиться к реализации
задатков.
Понятие способностей обычно ассоциируется с умственной деятельностью. Но
оснований для такого узкого толкования способностей нет, хотя традиционно именно
сфера умственной деятельности исследовалась и продолжает исследоваться в связи
со способностями.
Высокое общее умственное развитие может не сопровождаться проявлением в какой-
нибудь специальной области способностей или каким-либо видом специальной
одаренности. Однако проявление и достижение высоких специальных способностей,
специальной одаренности немыслимо без наличия общих способностей, общей
одаренности.
Взаимосвязь задатков со способностями в различных подходах:
1. Диагностико-коррекционный: способности – проявление задатков,
способности проявляются в определенной деятельности.
2. Личностный: способности формируются в деятельности, и в деятельности
впервые создаются. Способности представляют собой процесс перехода от задатков к
результатам.
Развитие способностей.
1. Диагностико-коррекционный: способность - проявление и развитие анатомо-
физиологических задатков. Развитие способностей во времени: задаток чувствителен
ко времени развития человека. Наличие сензитивных периодов – оптимальные
временные условия для развития способностей.
2. Личностный: способность – средство достижения жизненной цели. Развитие
способностей определяется упражнениями в деятельности, а также настойчивость,
упорство, труд, время. Это функциональное образование на основе высокой
мотивации к освоению данной области практики. Формируется как ВПФ, на основе
других задатков, на ином природном материале.
Оба подхода подтверждаются в разных исследованиях:
Исследования.
1. Близнецовый метод. Оценка факторов среды (монозиготные и дизиготные
близнецы, разлучаются, тестируются, сходство – роль наследственности). Раннее
развитие способностей у выдающихся людей.
2. Исследования Лейтес природы ранней детской одаренности выполнено в
рамках диагностического подхода. Существуют сензитивные периоды, периоды
возрастной чувствительности – особая отзывчивость на окружающее, повышенная
готовность к усвоению определенных знаний, характерная для определенного
возраста. 2-3 года – приобретение речевых навыков. 5-7 лет – способности к
воображению. С возрастом происходит не только увеличение умственных сил, но и их
ограничение, а то и утрата некоторых ценных особенностей пройденных возрастных
периодов. Возрастные особенности не проходят бесследно – они не только вытесняют
друг друга, но и закрепляются в личности, у одного ребенка в большей мере, у
другого – в меньшей. Одаренность – качественно своеобразное сочетание
способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего
успеха в деятельности. От одаренности зависит не успех в выполнение
деятельности, а только возможность достижения успеха. У одаренных детей
происходит наложение нескольких сензитивных периодов и смещение периодов,
характерных для более старших возрастов. Это приводит к удвоению или даже
многократному усилению предпосылок умственного развития.
3. Метод искусственной селекции. Выводили породы умных и глупых крыс, можно
корректировать путем обеднения и обогащения среды – влияние факторов среды.
Все способности взаимосвязаны, изменение одной может привести к изменению
другой.
Можно констатировать, что в отечественной психологии раз¬работан прочный
теоретико-методологический фундамент иссле¬дования способностей, получен богатый
фактический материал, дана его содержательная интерпретация. Несколько менее
интенсивно разрабатываются собственно диагностические методики. Выделяют
несколько критериев, по которым можно судить о вы¬раженности способностей. Среди
них — результативность деяте-льности, скорость и успешность овладения
необходимыми знани¬ями и навыками, оригинальность и самобытность выполнения
ра¬боты, а также степень преодоления неблагоприятных условий сре¬ды.
Для изучения способностей исследователи применяют разно¬образные приемы:
наблюдение, естественный и лабораторный эк¬сперимент, анализ продуктов
деятельности, экспертные оценки специалистов. Как правило, по формальным
критериям они не доведены до уровня требований, предъявляемых методам
психо¬диагностики. Необходимость же в таких методах ощущается все более остро в
связи с возросшими потребностями использования психологических знаний в
различных областях практики, в част¬ности в работе психологической службы в
школе и производства
Творчество
Вопрос о присутствии у человека творческого начала и потребности в
самореализации являлся и является актуальным с древних времен и до нашего
времени. Творчество является производной реализации индивидом уникальных
потенций в определённой области. Во втором разделе данной работы, уделяется
внимание такому явлению как самореализация личности. Здесь, реализация
способностей в самодеятельности человека рассматривается как потребность в
самореализации, которую личность никогда не может полностью удовлетворить.
Естественное желание и потребность человека внести свой вклад во благо общества,
а также потребность в самореализации, предоставляет личности возможность прожить
прекрасную и полную гармонии жизнь, возможность жить в веках в своих творениях и
наследии оставленном потомкам. Художественная одарённость предполагает остроту
внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти
впечатления, извлекать их из памяти и включать в богатую систему ассоциаций и
связей, диктуемых творческим воображением. Художественное творчество начинается
с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает «редкие впечатления»,
умение их удержать в памяти и осмыслить.
Важным психологическим фактором художественного творчества является память. У
художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер. Творческий
процесс немыслим без воображения, которое позволяет комбинационно-творчески
воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти. Фрейд
полагал, что в акте творчества происходит вытеснение из сознания художника
социально непримиримых начал и устранение тем самым реальных жизненных
конфликтов.
По Фрейду, неудовлетворенные желания – побудительные стимулы фантазии. На
значение интуиции в творчестве обращают внимание сами художники. Таким образом,
в творческом процессе взаимодействуют бессознательное и сознательное, интуиция и
разум, природный дар и приобретенный навык. В. Шиллер писал: «Бессознательное в
соединении с рассудком и делает поэта- художника». И хотя доля творческого
процесса, приходящаяся на разум, возможно, количественно не преобладает,
качественно она определяет многие существенные стороны творчества. Сознательное
начало контролирует его главную цель, сверхзадачу и основные контуры
художественной концепции произведения, высвечивает «светлое пятно» в мышлении
художника, и весь его жизненный и художественный опыт организуется вокруг этого
светового пятна. Сознательное начало обеспечивает самонаблюдение и самоконтроль
художника, помогает ему самокритично проанализировать и оценить свое
произведение и сделать выводы, способствующие дальнейшему творческому росту.
Особенно важна роль сознательного начала при создании крупномасштабных
произведений. Если миниатюру можно исполнить и по наитию, то крупное
произведение нуждается в глубоком, серьёзном обдумывании. Уместно вспомнить в
этой связи, что Л. Н. Толстой писал по поводу «Войны и мира»: «Вы не можете себе
представить, как мне трудна эта предварительная работа глубокой пахоты того
поля, на котором я принуждён сеять. Обдумать и передумать все, что может
случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и
обдумать миллионы возможных сочетаний для того, чтобы выбрать из них 1/1 000 000
– ужасно трудно». Особенно плодотворен творческий процесс, когда художник
находится в состоянии вдохновения. Это – специфическое творчески-психологическое
состояние ясности мысли, интенсивности её работы, богатства и быстроты
ассоциаций, глубокого проникновения в суть жизненных проблем, могучего «выброса»
накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта и
непосредственного включения его в творчество.
Вдохновение рождает необыкновенную творческую энергию, она почти синоним
творчества. Не случайно образом поэзии и вдохновения с древнейших времен
является крылатый конь – Пегас. В состоянии вдохновения достигается оптимальное
сочетание интуитивного и сознательного начал в творческом процессе.
Творчество – это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в
различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Через творчество
реализуются историческое развитие и связь поколений. Оно непрерывно раздвигает
возможностей человека, создавая условия для покорения новых вершин.
Предварительным условием творческой деятельности выступает процесс познания,
накопления знания о предмете, который предстоит изменить. Творческая
деятельность – это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и
самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей,
новых более прогрессивных форм управления, воспитания и т.д. и раздвигающая
пределы человеческих возможностей.
В основе творчества лежит принцип деятельности, а конкретнее трудовой
деятельности. Процесс практического преобразования человеком окружающего мира в
принципе обусловливает и формирование самого человека.
Самореализация личности. Потребность личности в самореализации
Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в
общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой
деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней
потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится
самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности
приобретает характер самореализации. З. Фрейд был одним из первых, кто попытался
увидеть в доминантных инстинктах человека потребность в самореализации.
Самореализация, по З. Фрейду, локализуется в бессознательном слое человеческой
психики и проявляется в «стремлении к удовольствию», присущем человеку с
рождения. Этой инстинктивной потребности в самореализации противостоят
навязанные обществом императивные требования культуры (нормы, традиции, правила
и т.д.), основная функция которых состоит в цензуре за бессознательным, в
подавлении инстинктоподобных потребностей.
Особенность потребности в самореализации состоит в том, что удовлетворяя её в
единичных актах деятельности (например, написание романа, создание
художественного произведения) личность никогда не может удовлетворить её
полностью.
Удовлетворяя базовую потребность в самореализации в различных видах
деятельности, личность преследует свои жизненные цели, находит свое место в
системе общественных связей и отношений. Было бы грубой утопией конструировать
единую модель самореализации «вообще». Самореализации «вообще» не существует.
Конкретные формы, способы, виды самореализации у разных людей различны. В
поливалентности потребности в самореализации выявляется и получает развитие
богатая человеческая индивидуальность.
Вот почему, говоря о всесторонней и гармонически развитой личности, нужно
подчеркивать не только богатство и всесторонность её способностей, но и (что не
менее важно) богатство и многообразие потребностей, в удовлетворении которых
осуществляется всесторонняя самореализация человека.
Таким образом, творческая деятельность – это самодеятельность, охватывающая
изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания
материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов
человеческих возможностей.