шпаргалка

Ощущение и восприятие: свойства, виды, классификации

[ Назад ]

Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны м/у собой. И одно и др явл-ся

так назыв-м чувственным отображением и объективной реальности, существующей

независимо от сознания и взаимосвязи воздействия ее на органы ч-ка: в этом его

единство: Но восприятие – осознание чувственного дан предмета или явления; в

восприятии перед нами обычно расстилается мир людей, вещей, явлений, имеющих для

нас определенное значение и вовлечен в многообразн отнош-я. Этими отношениями

созд-ся осмысленные ситуации, свидетелями которых мы явл-ся.

Ощущения же – отражение отдельного чувственного кач-ва или недифференцированные

и неопредмеченные впечатления от окружающего.

Основным источником наших знаний о внешн мире и собств теле явл-ся ощущение. Они

составляют осн. каналы, по которым информация о явлениях внеш мира и о

состояниях организма доходит до мозга, давая ч-ку возможность ориентироваться в

окруж-й среде и в своем теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не

приносили бы нужн. информ-ю, никакая сознат жизнь не была бы возможна.

Ощущение возникает как R н с на тот или иной раздражитель и, как всякое ψ-кое

явление, имеет рефлекторный х-р. Физиологич-м механизмом ощущений явл. Де спец-х

анализаторов. Для возникн-я ощущений необходима работа анализатора-это не

пассивный приемник энергии, это орган, рефлекторно перестраивающийся под возд-м

раздражит-й, т е ощупывание мира.

Классификация:

Принято различать 5 основ-х видов(модальностей) ощущений: обоняние, вкус.

Осязание, зрение, слух.

Зрение – наиболее совершенный анализатор 90% инф-и

Слух анализаторы – 2 место по значимости т.к. связан речевой Де ч-ка(в слух ощ-

ях выделяют ряд характерн звуков: интенсивность(громкость), высота звука от 16

до 2000Гц, тембр(набор гармоник), субъективную длительность, пространственность.

Слух ч-ка в знач-й степени речевой(фонематический).

Осязание – кожн чувствительность включ-т 3 вида ощущений:-тактильные(связан с

прикоснов-ми); - температурные-(тепло и холод); -болевые.Рецепторы кожн чувств-

ти расположены на теле человека неравномерно, зависят от f-ной значимости для ч-

ка)

Вкусовые – играют важн. роль в ψ-кой Де. Осн. вкус ощущ-я: сладкое, кислое,

горькое, соленое.

Обонятельные – играют меньшее значение, чем у наших предков. 6 основн запахов:

фруктовый, цветочный, пряный, смолистый, гнилостный, горелый. Чаще важны в проф

Де.

Систематическая классификация ощущений по их участию в построении мира и

регуляции поведения на этой основе – 3 осн типа:

Интероцептивные - сигналы из внутр среды организма (голод, жажда, удушье, и

т.п.). Обычно осознаются лишь в случае нормального сост-я организма.

Экстероцептивные – сигналы из внешнего мира, создают основу для нашего

поведения, дают образы внешнего мира). Делят на: -контактные ощущения(осязание,

вкус); - дистантные ощущ-я (зрение, слух, обоняние).

Проприоцептивные – обеспечивают наличие у субъекта «схемы тела» - кинестезия –

обесп-т инф-ю о положении тела в пространстве(мышцы, сухожилия)

Генетическая классификация(старая- на основе эволюции ощущений):

1 вид чувств-ти –протопатическая- более примитивная, близка к сигнальной f

органические чувства (голод, жажда и тд).

2 вид чувств-ти – эпикритическая – высшая, тонко дифференцирующая,

объективированная и рациональная) – к ней относ-ся основн органы чувств ч-ка–

близка к отражат или образн f.

Различн виды ощущений хар-ся общими св-ми:

Качество, интенсивность и длительность ощущ-я есть его временная хар-ка(при

воздействии раздражителя на орган чувств- ощущ-е возник-т не сразу, а спустя

какое-то время).

Не всякое раздражене выз-т ощущ-е. Чтобы ощущ-е возникло, раздражитель должен

достичь опр. величины, выд-ся 2 вида чувств-ти :

- абсолютная-хар-ся 2-мя порогами:

• Нижний абсолютн порог – это min величина или(интенсивность

раздражителя), которая может вызвать едва заметное ощущение

• Верхний абсолютный порог – это мах интенсивность раздражителя, при

которой он еще воспр-ся. Дальнейшее увеличение силы раздражителя выз. Болезнен

ощущ-я(сверхгромкий звук, слепящая яркость).

Разностный порог – это наименьшее различием/у раздражителями, которое может быть

воспринято в данных условиях восприятия. Имеет значение –разностная

чувствительность в ряде специфических профессий (дегустатор, музыкант…)

Специфика восприятия выраж-ся ч/з систему характеризующих его св-в. Осн.св-во

это:

- Предметность, предполагает осмысленность и целостность образа, т к все

предметы окр. мира имеют не просто цвет, форму, величину, но и вполне опр-е

функцион-е значение в Де ч-ка.

-Обобщенность и категориальность тесно связ с предметностью и основано на

включении воспр-я речи и речевого мышления. Это отнесен-е опр предмета к опр

классу, категории путем использов-я языковых ср-в.

-Константность –относит-е постоянство воспринимаемой формы, цвета предметов.

- избирательность – сущестенно важное св-во восприятия – обусловлено с одной

стороны особенностью Л воспринимающего, его потреб-тями, интересами, знаниями, а

с другой стороны особ-ми самого предмета его броскостью, контрастностью и т д.

Предметность восприятия тесно связано с целостностью и осмысленностью

восприятия.

Виды восприятия:

Восприятие пространства- f –рует практически всегда, т к сами образы восприятия

ориентированы в пространстве. Мы зрительно воспринимаем окр-й предметный мир как

3-х мерный и включаем такие хар-ки предмета как направленность, удаленность,

величина, глубина и т.д. В процессе зрит воспр-я возникает много искажений и

иллюзий(иллюзия стрелы). Помимо зрит, в воспр простр-ва участвуют также: -

слуховая, кожномышечная(проприоцептив), вестибулярная системы.

Восприятие движения- это отражение изменений положения предметов в простр-

ве(связ с направл-м движ-я) и во времени(связ со скоростью). Восприятие движения

обеспеч-ся и соответств-м движ-м глаз, и дифференцировкой объекта(фигура, фон),

и совместной работой различн анализаторов(зрение, кинестезия). Восприятие движ-я

сложно и часто связано с иллюзиями движения (# кажущегося движ-я - явл-ся

стробоскопическое –использ-ся в кино –быстрая смена неподвижных картинок).

Восприятие времени одно из чрезвычайно сложных и важных постояннодейств-щих

видов восприятия. Человек как и все жив. орг-мы живет в постоянно меняющ-ся

мире, вся его жизнь - постоянное изменение. Восприятие ч-ком времени специфично

своей осознан-ю. Человек переживает чувство времени в своем развитии до особого

целостного восприятия, представления: -прошлое, настоящее, будущее. Это путь

стн-я всей психич-й жизни ч-ка, всей его Л.Оценки времени явл-ся субъективными и

зависят от хар-ра Де, в которую включен ч-к. Сущ-т факты недооценки и

переоценки времени(когда времени не хватает, либо оно тянется и его много).



КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |