Эмоции: классификации и функции.
Эмоции: классификации и функции.
Эмоции – это особый класс психологических процессов и состояний, связанных с
потребностями и мотивами и отражающихся в форме непосредственно-чувственных
переживаний, значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций. Э-ции -это
преживания на биологическом уровне. «-» эмоции связаны с неудовлетворенной
потребностью. «+» эмоции –связаны с удовлетворенной потребностью.
Главная f – это внутр регуляция Де ч-ка:
1. отражательная (оценочная) f эмоций- состоит в обобщенной оценке событий
2. стимулирующая (побуждающая) f – из предыдущей f вытекает побуждение к
действию
3. смыслообразующая – эмоции и чувства придают словам, поступкам, всему
поведению ч-ка определенный смысл, положительные переживания воодушевляют ч-ка
4. приспособительная – проявл-ся в том, что эмоции явл-ся средством,
позволяющим организму эффективно приспосабливаться к окружающим условиям
5. экспрессивность (выразительная) и коммуникативная f - позволяют
человеку выразить внешне свое отношение к окружающим, яркость и разнообразие
эмоциональных отношений делает человека более интересным
6. f предвосхищения (прогнозирование)- ожидание праздника
7. f самопознания – эмоции и чувства способствуют более глубокому познанию
человеком самого себя.
В узком понимании значения слова эмоции- это непосредственное преживание к-
нибудь чувства.
Физиологические теории эмоций
т. Джеймса-Ланге
Джеймс и Ланге обратили внимание на телесные изменения, к-рые сопровождают
эмоцион-е состояния человека (заметные телесн изменения и сосудо-двигат измен-
я).
Определен физич. Состояния характерны для различн эмоции –страха, любопытства…
В эмоции принято различать 3 момента:
1. восприятие к-либо предмета или события, представление о нем
2. вызываемое этим событием чувство – (страх, радость, грусть и т д)
3. телесные изменения и выражение этого чувства(смех, слезы, покраснение и
т д )
теория Кеннона-Барда
альтернативная точка зрен. На соотношение органических и эмоц-х процессов, к-я
показала, что на самом деле и телесные изменения , и эмоциональные переживания,
связанные с ними, возникают почти одновременно.
Эволюционная теория эмоций Дарвина
Э согласно этой т. появились в процессе эволюции живых существ как жизненно
важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к
условиям и ситуациям его жизни (# сигнал о том как настроено и что намерено
предпринять живое существо – животное оскаливает зубы в гневе - измен-ся
дыхание, пульс, животное готово к любым действиям).
Когнитивные теории
Информационная теория Симонова:
Согласно этой теории эмоц-е состояние опред-ся качеством и интенсивностью
актуальной потребности индивида и оценкой, к-ую он дает вероятности ее
удовлетворения. # эмоция страха развив-ся при недостатке сведений, необходимых
для защиты.
Если у человека нет потребности, то и эмоции он не испытывает.
Когнитивно-ψ теория Шехтера( двухфакторная)
Он экспериментально доказал, что э переживание обусловлено познавательными и
физиологическими факторами. Эмоция- это знание внеш-х и внутр-х процессов,
помноженных на возбуждение организма. При этом вед. роль играет интерпретация
внешн и внутр информации(оценка своего физиологического состояния).(Я плачу и я
знаю, что я плачу, потому что мне грустно).
Классификация Изарда
Изард выдели основные базовые эмоции:
- страх – отриц эмоц сост-е, появл-ся при получении информ о возможн угрозе,
реальн или воображ опасности(часто недостоверный или преувелич прогноз)
- гнев – отриц эмоц состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое
внезапным возникновением препятствия на пути удовлетв-я исключительно важной для
субъекта потреб-ти
-отвращение –отрицат эмоц состоян вызываемое объектами(предметы, люди и проч),
соприкосновение с которыми (взаимодействие, общение и пр) вступает в резкое
противоречие с идеологич, нравствен или эстетич принципами или установками
субъекта.
- презрение- отр эмоц сост, возникн в м/личн-ных в/отношениях и порождаемое
рассогласование жизнен позиций, взглядов и поведения субъекта с др.
-печаль- отриц эмоц сост связан с получ-м инф-и о невозможн-ти уд-ния важных
потребностей, которые до этого времени представлялись вероятными
- радость- положит эмоц сост-е связан с возможностью достаточно полно уд-ть акт-
ю потреб-ть, вероятность которой до этого момента была неопределенна.
-интерес –положит эмоц состояние, способств развитию ЗУН и мотивирующее обучение
- удивление- не четко выраж эмоц реакция(+ или - )на внезапн возникш обстоят-ва
- стыд – отриц эмоц сост выраж в осознании несоотв-я собственных помыслов,
поступков, внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственных
представлений.
Эмоц сост-я зависят от характера протекающ Де, но и сами оказ-т влияние на эту
Де. В типичн эмоц состояниях выраж-ся индивид-но типологические особенности Л.
Основой возникнов-я эмоц сост-й явл-ся потреб-ти и мотивы чел-ка К ним относят:
-настроение – это сравнит слабо выражен, сохр-ся долгое время эмоц сост-е ,
связан с общим физич-м или психоогич самочуствием ч-ка в дан преиод времени.
Всегда имеет причины, которые не всегда осознаются, по разному выраж-ся у разных
людей в поведении
- аффект – относит кратковремен сильное эмоц состоян, затрагивает основные
физиологич пр-сы в орг-ме и связ с важными событиями ч-ка. При чрезвычайно
конфл. Ситуации состояние ч-ка выражается в сильной вспышке – аффекте. Огромная
сила аффекта, его яркость, соед-ся с кратковрем-ю протекания. Сужается объем
сознания. Проявление волевой регуляции во времени аффекта-невозможно. Чаще
проявл-ся у истеричных людей, с неуравновеш-ми процессами торможения и
возбуждения. Сущ аф которые носят + хар-р их вызыв-т радостные события.
- стресс – эмоц сост-е напряжения возникающее под влиянием сильных экстрем-х
возд-вий. В стресс состоянии с трудом осущ-ся целенаправл Де, может наступить и
полная дезорганизация Де. Возможны ошибки восприятия, неадекватн R на неожид
раздражители(дистресс). Незначит стресс может вызвать активизацию Де,
особ.ясность и четкость мышления. Поведение в стресс обстановке зависит от
индивид-типологич и личностн хар-к.
- фрустрация- состояние близкое к сост-ю стресса ( от лат обман, тщет ожидания).
Это эмоц сост. Преживания напряжения, тревоги, отчаяния, гнева, к-ое охват-т ч-
ка связ с невозм-ю достижения значимой цели. Причины, вызыв-е фрустрацию м.б.
различными(#конфликт – фрустрация появл-ся только тогда, когда степень неудовл-
ти выше того уровня, который ч-к может выдержать). Приводит к тем же отриц
последствиям что и стресс. Ч-к в состоянии Ф исп-т особо сильное напряжение,
которое может проявиться как крайняя степень досады, злобы, подавленности,
раздражения. Особ-ти протекания Ф зависят от возможной разрядки возникшего
напряжения, так назыв-мая «смягченная агрессия»(разрядка на др человека).
Фрустрация – расстройство планов, уничтожение замыслов, т.е. указывается на
какую-то травмирующую ситуацию, при которой терпится неудача. Фрустрация –
состояние, которое возникает при невозможности достичь поставленную цель
(реализовать мотив). (Петухов). Фрустрация должна рассматриваться в контексте
более широкой проблемы: выносливости по отношению к жизненным трудностям и
реакций на эти трудности. Трудности: 1 вполне преодолимые, хотя для их
преодоления требуются огромные усилия (настойчивость). Фрустрация к такого типа
трудностям не относится; 2 непреодолимые (борьба с раком). Являния фрустрации
наиболее изучено в отношении к барьерам деятельности.
Розенцвейг: фрустрация – имеет место в тех случаях, когда организм встречает
более или менее непреодолимые препятствия на пути к удовлетворению какой-либо
жизненной потребности
-Чувства- высш форма эмоц состояний. Хар-ся длительностью и устойчивостью. Это
сложн соедин разнообр настроений, отнош-й, аффектов связ у конкр ч-ка с различн
значимыми событиями, предметами, видами Де. Особую форму прерживания
представляют собой высшие чувства. В завис-ти от предметной сферы, к к-рой они
относятся, чувства подразд-ся на – нравственные(побудительные силымногих героич
поступков, нормы и правила и ч-к знает, что хорошо, а что плохо, добро-зло ит
д);
Интеллектуальные- (сопровождают познават Де – удивление, любознат-ть, сомнение в
прав-ти решения)-регулятор умств-й Де; эстетические-(эмоц чувства к прекрасному
вприроде, в жизни людей и в искусстве).
- любовь-понятие упомин-ся в ψ в 2-х значениях: 1. -любовь – это чувство,
характеризующ-ся высок степенью эмоц положит отношения, оно в центре жизнен-х
потреб-тей и интересов(любовь к Родине, музыке и тд); 2- Любовь –это чувство,
обусловленное секс-й потреб-ю и характериз-ся интенсивностью, напряженностью и
выраж-ся в стремлении быть с мах полнотой представленным своими многозначными
чертами в ж/д другого ч-ка т.о, чтобы побуждать у него потребность в ответном
чувстве той же интенсивности.
- страсть –чувства, получившие исключительную силу, подчинившие себе др.
побуждения и преживания ч-ка, принято наз-ть страстями.
Это сильное, устойчивое, всехватывающее чувство, подчиняющее себе все ост эмоции
и желания и побуждающие ч-ка помимо его воли к опред-м действиям по отнош-ю к
предмету страсти. Это эмоц сост-е с трудом управл-ся сознанием и мышлением ч-ка,
часто подчин-т их себе делая поведение ч-ка неразумным и фактически безвольным
(#казино)
Леонтьев. Три класса эмоциональных процессов: 1) аффекты. 2) собственно эмоции.
3) чувства
Эмоциональные процессы – процессы внутренней регуляции деятельности. Отражают
смысл, который имеют объекты и ситуация, воздействующие на субъект, их значение
для осуществления его жизни.
К эмоциональным процессам принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства.
Аффекты – сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания,
сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями.
Они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуациюи в этом смысле
являются как бы сдвинутыми к концу события. Регулирующая функция состоит в
образовании специфического опыта – аффективных следов, определяющих
избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам,
которые прежде вызывали аффект. Тенденция к навязчивости или к торможению
(ассоциативные эксперименты Юнга, Лурии (торможение: нарушение сопряженных
двигательных реакций)). Повторение афф. Ситуации – аффективный взрыв –
терапевтические цела: канализация.
Собственно эмоции. Более длительные состояния, проявляющиеся во внешнем
поведении. Отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное
личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей
деятельности и своим проявлениям в них. Идеаторный характер: способность
предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают
в связи с представлениями о прежитых или воображаемых ситуациях. Способность к
обобщению и коммуникации: эмоц. Опыт шире, чем опыт индивидуальных переживаний
(источник: сопереживание).
Чувства. Предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения
эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте.
Несовпадение чувств и эмоций - амбивалентность: несовпадение устойчивого
эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся
преходящую ситуацию. Уровни чувств: от чувств к конкретному человеку, до
социальных чувств.
Рубинштейн. Эмоции и потребности. Человек переживает то, что с ним происходит и
им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает.
Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и
эмоций. Чувство человека – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и
делает, в форме непосредственного переживания.
Признаки эмоций: 1. Эмоции выражают состояния субъекта и его отношение к
объекту; 2. Эмоции отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или
отрицательным знаком (оба полюса не являются обязательно внеположенными, часто
образуется сложное противоречие), по Вундту: напряжение и разрядка, возбуждение
и подавленность. На протяжении всего анализа феномена любви Эрих Фромм
подчёркивает её активный характер. Любовь предполагает активную
заинтересованность в жизни и развитии того, кого мы любим. Забота и
заинтересованность приводят нас к другому аспекту любви: к ответственности.
Эрих Фромм указывает на очень тесную взаимосвязь между всеми компонентами любви.
С одной стороны, невозможно уважать человека, не зная его; и забота, и
ответственность были бы слепы, если бы их не направляло знание. С другой
стороны, если бы в качестве мотива знания не выступала заинтересованность, оно
было бы пустым
Любовь – это другой путь познания тайны человека.
2. Любовь между родителями и детьми. «Детская любовь следует принципу: «Я люблю,
потому что я любим». Зрелая любовь следует принципу: «Я любим, потому что я
люблю». Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе».
Зрелая любовь говорит: «Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя»».
Эрих Фромм отмечает также тесную связь между развитием способности любить и
объектом любви. По самой своей природе материнская любовь является
безусловной. Такая безусловная любовь способна восполнить одно из самых
глубочайших томлений каждого человеческого существа. И будучи детьми, и будучи
взрослыми, все мы томимся по материнской любви. Отцовская любовь – любовь
обусловленная.
Объекты любви.
Фромм пишет о том, что любовь не обязательно понимать как отношение только к
одному, определённому человеку. Любовь, по Фромму, - «это установка; ориентация
характера, которая задаёт отношения человека к миру вообще, а не только к одному
«объекту» любви». Если я действительно люблю какого-нибудь человека, то я люблю
и всех людей, я люблю весь мир и люблю жизнь.
В зависимости от видов любимого объекта Эрих Фромм выделяет различные типы
любви.
3.1. Братская любовь. Фромм понимает под братской любовью «ответственность,
заботу, уважение, знание какого-либо другого человеческого существа, желание
продлить его жизнь». Братская любовь характеризуется полным отсутствием
предпочтения, это любовь ко всем человеческим существам.
3.2. Материнская любовь. Материнская любовь является безусловным
утверждением в жизни ребёнка и его потребностей. Связь между матерью и ребёнком
по самой своей природе является неравенством, в котором один полностью нуждается
в помощи, а другой её даёт.
3.3. Эротическая любовь. Эротическая любовь составляет противоположность
обоим этим типам любви, поскольку она жаждет единства, полного слияния с одним
единственным человеком. По своей природе она не всеобща, а исключительна.
3.4. Любовь к себе. «Если ты любишь себя, ты любишь каждого человека так же,
как и себя. Если же ты любишь другого человека меньше, чем себя, то в
действительности ты не преуспел в любви к себе, но если ты любишь всех в равной
мере, включая и себя, ты будешь их как одну личность, а личность эта есть и бог
и человек. Следовательно, тот великая и праведная личность, кто, любя себя,
любит всех других одинаково».
3.5. Любовь к богу. Религиозная форма любви, которая называется любовью к
богу, также берёт своё начало в потребности преодолеть отчуждённость и достичь
единства. Фромм отмечает существование определённых параллелей между
любовью к родителям и любовью к богу. Он пишет: «В истории рода человеческого мы
видим то же развитие: от первоначальной любви к богу, как беспомощной
привязанности к матери-богине, через послушную привязанность к богу-отцу, к
зрелой стадии, когда бог перестаёт быть внешней силой, когда человек вбирает в
себя принципы любви и справедливости, когда он становится единым с богом, и
наконец, к точке, где он говорит о боге только в поэтическом, символическом
смысле».