шпаргалка

Гештальтпсихология как наука о целостных структурах психики.

[ Назад ]



Гештальт-психология явилась наиболее продуктивным вариантом решения проблемы

целостности в немецкоязычной (немецкой и австрийской) психологии, а также

философи» конца XIX — начала XX в. Понятие «гештальт» было введено X.

Эренфельсом в статье «О качестве формы» в 1890 г. при исследовании восприятий.

Гештальт-психология исследовала целостные структуры, из которых состоит

психическое поле, разрабатывая новые экспериментальные методы.считали, что

предметом психологической науки является исследование содержания психики, анализ

познавательных процессов, а также структуры и динамики развития личности.

История гештальтпсихологии начинается с выхода работы М. Вертгеймера

«Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912), в которой ставилось

под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте

восприятия. В экспериментах: испытуемому последовательно предъявлялись два

световых стимула (один — вертикальная или наклонная полоска (А), другой —

горизонтальная (В)). При значительном временном интервале между А и В видны оба

стимула, следующие друг за другом. При очень быстрой смене раздражителей

испытуемые воспринимали угол, при средней скорости видели, как первая —

наклонная" или вертикальная линия — перемещается в горизонтальное положение. Это

кажущееся движение испытуемые не могли отличить от реального перемещения даже

при специальной инструкции. Вертгеймер также описал явление «чистого движения»,

когда испытуемые, отчетливо видя движение, не воспринимали перемещающегося

объекта. Оно получило название стробоскопического движения.

Непосредственно после этого вокруг Вертгеймера, и в особенности в 20-х гг., в

Берлине складывается Берлинская школа гештальтпсихологии: М. Вертгеймер, К.

Коффка (1886—1941), В. Кёлер (1887—1967), К. Левин (1890—1947). Исследования

охватывали восприятие, мышление, потребности, аффекты, волю.

Центральной в гештальтпсихологии является проблема целостности и целостного

подхода в противоположность элементаризму и механицизму старой, ассоциативной, и

новой, бихевиористской, психологии.

Идеи, развиваемые гештальт-психологами, основывались на экспериментальном

исследовании познавательных процессов. Это была и первая школа, которая начала

строго экспериментальное изучение структуры и качеств личности.



Ведущим психическим процессом, который фактически определяет уровень развития

психики ребенка, с точки зрения гештальтистов, является восприятие. Сам процесс

психического развития делится на два независимых и параллельных процесса –

созревание и обучение. Коффка подчеркивал их независимость, доказывая, что в

процессе развития обучение может опережать созревание, а может отставать от

него, хотя чаще они идут параллельно друг другу, создавая иллюзию

взаимозависимости. Тем не менее, обучение не может ускорить процесс созревания и

дифференциации гештальтов, процесс созревания не ускоряет обучение.

они утверждали, что основные свойства восприятия появляются постепенно, с

вызреванием гештальтов. Так появляется константность и правильность восприятия,

а также его осмысленность. Таким образом, Коффка приходил к выводу о том, что в

развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором

демонстрируется данный предмет.

Изоморфизм означает, что элементы и их отношения в одной системе взаимно

однозначно соответствуют элементам и их отношениям в другой. Физиологическая и

психологическая системы, согласно гештальтистской гипотезе, изоморфны друг другу

(подобно тому как топографическая карта соответствует рельефу местности).

Первые работы Вертгеймера посвящены экспериментальному исследованию зрительного

восприятия. В определенный момент испытуемые начинали воспринимать чистое

движение, то есть осознавали, что движение происходит, но без перемещения

объекта. Это явление было названо фи-феноменом. Это специальный термин был

введен для того, чтобы выделить уникальность этого явления, его несводимость к

сумме ощущений, так как физиологической основой этого феномена Вертгеймер

признал “короткое замыкание”, которое возникает при соответствующем временном

интервале между двумя зонами мозга.

Келера к открытию новых законов восприятия – значения (предметности восприятия)

и относительного восприятия цветов в паре (закон транспозиции).закон

прегнантности — как стремления психологического поля к образованию самой

устойчивой, простой и экономной конфигурации.

Законы, по коим фигура выделяется из фона —закон близости элементов,

Симметричность, сходство, замкнутость и пр. где фигура и фон как бы произвольно

меняются местами — происходит внезапное «реструктурирование».

Дальнейшие исследования усилили новое течение. Э. Рубин открыл" феномен фигуры

и фона.

Фигура замкнута, оформлена, обладает живостью, яркостью, ближе нам в

пространстве, хорошо локализована в пространстве, занимает главенствующее

положение в поле. Фон имеет свою функцию, он служит тем общим уровнем, на

котором выступает фигура. Он аморфен, кажется расположенным за фигурой, плохо

локализуется в пространстве.закон дополнения до целого («амплификации»). Если

фигура не окончена, в восприятии мы стремимся видеть ее как целое. Эта

феноменология объяснялась с помощью принципа изоморфизма.

В гештальтпсихологии экспериментально исследовалось также мышление (Кёлер,

Вертгеймер, Дункер„ Майер). Обучение ведет к образованию новой структуры и,

следовательно, к иному восприятию и осознанию ситуацииЭто осознание новых

сочетаний и новых функций предметов и является образованием нового гештальта,

осознание которого составляет суть мышления. Келер называл этот процесс

"переструктурированием гештальта" Для того, чтобы подчеркнуть мгновенный, а не

протяженный во времени характер мышления, Келер дал этому моменту

переструктурирования на звание "инсайт", т.е. озарение. Понятие об инсайте (от

англ. insight – усмотрение) стало ключевым в гештальт-психологии.

К подобным же выводам о роли "инсайта" в переструктурировании прежних образов

пришел и М.Вертгеймер, который исследовал процесс творческого мышления у детей и

взрослых.

Условием переструктурирования ситуации, по Вертгеймеру, является умение

отказаться от привычных, сложившихся в прошлом опыте и закрепленных упражнениями

шаблонов. Переход на новую точку зрения осуществляется внезапно в результате

озарения — инсайта. Этапы мышления:

1. постановка задачи на основе условий.2.группировка, реорганизация,

структурирование. 3. обнаружение структуры путем инсайта. 4. нахождение путей

реализации в соответствии с этой структурой. 5. исполнительский.

Он также доказывал, что творческое мышление зависит от чертежа, схемы, в виде

которой представляется условие задачи или проблемной ситуации. От адекватности

схемы зависит правильность решения.Этот процесс создания разных гештальтов из

набора постоянных образов и является процессом творчества.



КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |