17 столетие как особая историко-культурная эпоха. 17 и 18 вв. открыли новую
эру в мировой истории. Они явились тем рубежом, который отделил две социально –
экономические системы – феодальную и буржуазную, началом которой послужили две
мощные по размаху и всемирно – историческому значению революции – английская в
17 в. и французская в 18. Экономические и социальные перемены, произошедшие в
этих странах, имели решающее значение для всей Европы. Открытие Америки в конце
15 в. Внесло переворот в представление людей о географическом положении Земли.
Растущие производительные силы требовали от науки новых дерзаний, новых
открытий, изобретений. Усилилась роль буржуазии в жизни общества. Буржуазия,
растущий и крепнущий класс, возглавила торговлю, развитие внутренней экономики,
взяла в свои руки вооружение войск, мореплавание. Выступление буржуазии против
феодализма приняло в некоторых странах форму борьбы за церковные реформы.
Англия, Нидерланды, Скандинавские страны, откололись от католического Рима. В
Германии забушевала Великая крестьянская война. Во Франции разгорелись кровавые
междоусобные религиозные ссоры. Движение за церковные реформы, развернувшееся в
Западной Европе в эпоху Ренессанса, получило в исторической науке наименование
реформации или протестантизма. Во главе его стояли Мартин Лютер и Жан Кальвин.
Религиозная борьба, всколыхнувшая огромные народные массы, в сущности, была
одной из форм социальной борьбы и предвещала буржуазные революции. Революционный
шторм грозил смести уже в XVI столетии все здание феодального общества,
сокрушить веками сложившуюся экономическую и социально-правовую его систему..
Началась феодально-католическая реакция, или, как иногда ее называют,
контрреформация. В XVII столетии резко обозначились в искусстве Западной Европы
художественные направления - ренессансный реализм, классицизм и барокко. В XVIII
в. - просветительский реализм, продолжавший художественные традиции классицизма,
с одной стороны, и породивший искусство сентиментализма с его особой
эстетической программой - с другой. В XVIII в. возникли также рококо и
предромантизм. Все эти направления и художественные школы были связаны с
определенными социальными и политическими силами, с определенными философскими
концепциями. Их возникновение и формирование не проходило, конечно, идиллически.
Мастера искусств со всей страстностью отстаивали свои эстетические принципы -
утверждали одно, отвергали другое. В целом западноевропейская литература XVII-
XVIII вв. выдвинула на мировую арену много первоклассных мастеров и внесла в
сокровищницу мирового искусства произведения высокой художественной ценности.