шпаргалка

Философско-эстетический феномен западноевропейского барокко: художественный

[ Назад ]

строй, жанры, репрезентативные авторы. Европейская культура XVII—XVIII веков,

центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в

итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции.Барокко противостояло

классицизму и рационализму.Законченные формы искусство барокко обрело в XVII в.

Пессимизм, отчаяние овладели умами и облеклись в своеобразные эстетические формы

искусства. Поэтов, художников, скульпторов стали привлекать к себе темы кошмара

и ужаса. На смену скептическому отношению к религии, свойственному гуманистам

Возрождения, пришла религиозная исступленность (Кальдерон.«Поклонение кресту»).

Бог стал мрачной, жестокой и беспощадной силой. Тема ничтожества человека перед

этой грозной силой зазвучала в искусстве барокко. Для барочных писателей мир был

полон причудливых сочетаний, беспорядочен, разорван, противоречив. Барокко

широко охватило различные литературные круги Западной Европы XVII столетия.

Здесь нельзя провести каких-либо точных границ. Ярчайшим выразителем барокко был

Кальдерон. Следы барокко можно найти у Корнеля, Расина («Аталия»), Мильтона, у

немецких поэтов Можно увидеть у наиболее последовательных мастеров барокко

трагическую надломленность чувств, выражающуюся в кричащих диссонансах, в

своеобразной разорванности формы; своеобразный интеллектуальный аристократизм,

призванный возвеличить и утвердить аристократизм социальный; можно увидеть игру

в изысканно-утонченные чувства, облеченные в изощренно-напыщенную речь, в

«изящный», чуждый просторечию лексикон; можно увидеть любование галантными

героями и далекими экзотическими странами. Барокко свойственны контрастность,

напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и

пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и

дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно —

тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в

инструментальной музыке).Мировоззренческие основы стиля сложились как результат

потрясения, каким для XVI века стали Реформация и учение Коперника. Изменилось

утвердившееся в античности представления о мире как о разумном и постоянном

единстве, а также ренессансное представление о человеке как о разумнейшем

существе. По выражению Паскаля, человек стал сознавать себя «чем-то средним

между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен

понять ни их начала, ни их конца».



КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |