Этапы развития трагического конфликта в Сиде Корнеля.Основной трагический
конфликт трагедии Пьера Корнеля «Сид» строится на столкновении личного чувства –
страстной любви Родриго и Химены – с долгом, который каждый из них считает более
высоким, «сверхличным», началом. Таким «сверхличным» долгом представляется им
обоим защита фамильной чети. В соответствие с основной философско-моральной
концепцией Корнеля «разумная» воля, сознание долга торжествует над «неразумной»
страстью . Конфликт индивидуального чувства и общественного долга и составляет
суть трагической коллизии. И ни одно действующее лицо в «Сиде» не избегло этого
рокового конфликта; это ведущее противоречие пронизывает поступки и судьбы
героев . Принципиальная новизна, коренные отличия «Сида» от других современных
трагедий заключались в остроте психологического конфликта, построенного на
большой и актуальной морально-общественной проблеме. Это и определило ее успех
. Значительно упростив фабулу испанской пьесы, изъяв из нее второстепенные
эпизоды и лишних персонажей. Корнель сосредоточил все внимание на душевной
борьбе и психологических переживаний героев. Необычайно ярко все эти принципы
проявились в образе доньи Урраки, инфанты кастильской. Одно из обвинений,
предъявленных Корнелю после опубликования «Сида», заключалось в том, что инфанта
кастильская – лишний персонаж в трагедии.Корнель находит сюжетное и
психологическое разрешение конфликта, введя в пьесу еще одну, высшую градацию
долга, перед которой равно умолкают и долг индивидуальной любви, и феодальный
долг родовой чести. Этот высший долг — долг перед своим монархом, перед своей
страной, который оценивается в пьесе как единственно истинный. Соблюдение этого
высшего долга выводит Родриго из поля действия обычных норм, отныне он
национальный герой, спаситель трона и отечества, король благодарен и обязан ему,
поэтому все требования долга, действующие для простых людей, отменяются по
отношению к нему государственной необходимостью.Конфликт индивидуального чувства
и общественного долга и составляет суть трагической коллизии. И ни одно
действующее лицо в «Сиде» не избегло этого рокового конфликта; это ведущее
противоречие пронизывает поступки и судьбы героев.