Ж. Расин как великий трагич. драматург Франции: специф. конфликта долга и
страсти в «Андромахе». Рационалистическая ясность, простота, логичность всей
сюжетной линии, всей композиционной системы пьесы, расстановки действующих лиц,
их взаимосвязей, по возможности прямая линия причин и следствий – вот
желательные качества трагедии. В предисловии к трагедии «Федра» Расин
подчеркивал воспитательный характер театра. Необходимо показать порок так, чтобы
заставить «понять и возненавидеть его безобразие». Разумность всех основ
произведения – его идей, эмоций, изобразительных средств – открывает, по мнению
Расина, дорогу к умам и сердцам современников и дорогу к потомкам. Высшие
авторитеты – древние. Расин – явная попытка избавить лит-ру от идеализации
действительности. Герой Корнеля – совершенный герой, герой Расина – «средний
человек», средние его достоинства – добродетель, способная на слабость. .
Андромаха - жена Гектора, воина, возглавлявший троянцев в Троянской войне,
которого убил Ахилл. После войны она стала пленницей сына Ахилла - Пирра.
Драматург, ставя основных героев трагедии перед одной и той же проблемой -
выбором между долгом и чувством, противоречащие ему, создал конструкцию, в
которой персонажи связаны друг с другом отношениями, повторялись: Пирр любил
Андромаху, но она не любили его, поскольку оставались даже после смерти верной
Гектору; Гермиона (дочь царя С парты Менелая, ее брак с Пирром должен был
укрепить союз греческих государств) влюблена в Пирра, но он любил не ее, а
Андромаху, которая любила Гектора; Орест любил Гермиону, но она была равнодушна
к нему, а Пирра, который хотел Андромаху. В этой цепочке только Андромаха любит,
кого ей любить приказал ее обязанность. По концепции Расина только в этом случае
герой может спасти свою жизнь и возвыситься, во всех других случаях, когда об
обязанности забыто, на героя ждали несчастья и смерть.