Проблематика и поэтика комедии Мольера «Тартюф».Мольер создал образ
Тартюфа. Он сконцентрировал в своем сценическом герое все отличительные черты
лицемера, показал их крупным планом, бросил на них луч прожектора и заставил
зрителей запомнить их навсегда и потом уже безошибочно узнавать их в речах и
поступках общественных деятелей в жизни, в поведении окружающих людей, иногда и
в своих знакомых, может быть, даже в друзьях.Драматург основательно обдумал все
детали сценического воплощения лицемера. На сцене Тартюф появляется не сразу, а
лишь в третьем акте. В течение двух актов зритель готовится к лицезрению
негодяя. Зритель напряженно ждет этого момента, ибо только о Тартюфе идет речь
на сцене, о нем спорят: одни клянут его, другие, наоборот, хвалят. «Я целых два
акта употребил на то, чтобы подготовить появление моего негодяя. Он ни одной
минуты не держит слушателя в сомнении; его сразу же узнают по тем приметам,
которые я ему дал; и от начала до конца он не произносит ни одного слова, не
совершает ни одного поступка, которые не живописали бы зрителям дурного
человека», - сообщал Мольер о своем методе работы. Таков классицистический
театр. Луч прожектора направлен в одну точку, на одну заранее взятую черту
характера, все остальное, за пределами этого яркого луча, остается в тени. Весь
человеческий характер не вырисовывается в целом, ибо это не входит в задачи
автора, зато наибольшей выпуклости достигает главенствующая черта.Характеры в
классицистической комедии выражают, как правило, одну характерную черту. Тартюф
у Мольера воплощает универсальный человеческий порок лицемерия, прикрывающегося
религиозным ханжеством, и в этом смысле характер его обозначен ясно с самого
начала, не развивается на протяжении действия, а только глубже раскрывается с
каждой сценой, в которой участвует Тартюф. Злободневные черты в образе,
связанные с обличением деятельности Общества Святых Даров, давно отошли на
второй план, но их важно отметить с точки зрения поэтики классицизма. Также
однолинейны многие другие персонажи комедии: привычные амплуа юных влюбленных
представляют образы Марианы и ее жениха Валера, бойкой служанки образДорины;
резонер, то есть персонаж, который "проговаривает" для зрителя моральный урок
происходящего, — брат Эльмиры, Клеант. Однако в каждой пьесе Мольера есть роль,
которую он исполнял сам, и характер этого персонажа всегда самый жизненный,
драматичный, самый неоднозначный в пьесе. В "Тартюфе" Мольер играл Оргона.