«Миз» Мольера: проблема героя. Типичный образец «высокой» комедии с
углублённым психологическим анализом чувств и переживаний героев, с
преобладанием диалога над внешним действием, с полным отсутствием фарсового
элемента, с взволнованным, патетическим и саркастическим тоном речей главного
героя, «Мизантроп» стоит особняком в творчестве Мольера. Он отмечает тот момент
в его литературной деятельности, когда затравленный врагами и задыхавшийся в
душной атмосфере версальского двора поэт не выдержал, отбросил комическую маску
и заговорил стихом, «облитым горечью и злостью». Буржуазные учёные охотно
подчеркивают автобиографический характер «Мизантропа», отражение в нём семейной
драмы Мольера. Хотя наличие автобиографических черт в образе Альцеста
несомненно, однако сводить к ним всю пьесу — значит замазывать её глубокий
социальный смысл. Трагедия Альцеста — трагедия передового протестанта-одиночки,
не чувствующего опоры в широких слоях собственного класса, который ещё не созрел
для политической борьбы с существующим строем. Несомненно в негодующих речах
Альцеста проявляется собственное отношение Мольера к современным общественным
порядкам. Но Альцест не только образ благородного обличителя общественных
пороков, ищущего «правды» и не находящего её: он тоже отличается некоторой
двойственностью. С одной стороны, это — положительный герой, благородное
негодование которого вызывает к нему сочувствие зрителя; с другой стороны, он не
лишён и отрицательных черт. Он слишком горяч, несдержан, бестактен, лишён
чувства меры и чувства юмора. Свои обличительные речи он обращает к ничтожным
людишкам, неспособным понять его. Так, своим поведением он ставит себя в смешное
положение перед людьми, которых сам презирает. Альцест потому и сделан Мольером
отчасти комедийным (смешным) персонажем, что он вздумал идти против всех, хотя
бы из наилучших побуждений. Здесь возобладала точка зрения благонамеренного
буржуа феодальной эпохи, который ещё крепко сидел в Мольере. Потому-то
революционная буржуазия XVIII века и переоценила образ Альцеста, бросив Мольеру
упрёк в том, что единственного честного человека в своём театре он отдал на
осмеяние негодяям (Руссо), а впоследствии (в эпоху Великой французской
революции) превратила Альцеста в «патриота», друга народа (Фабр д’Эглантин).