Проблематика и поэт.романа Д. Дефо Роб. Крузо.Роман «Робинзон Крузо» в
определенном смысле представляет синтез различных повествовательных структур и
художественных приемов: романа приключений, сентиментального романа, романа-
утопии, романа-жизнеописания, романа-хроники, мемуаров, притчи, философского
романа и т.д. Сама композиционная структура по своей открытой, разорванной
форме, в отличие от замкнутой в строгие рамки правил и сюжетных линий структуры
классицизма, стоит ближе к структуре сентиментального романа и романа романтизма
с его вниманием к исключительным обстоятельствам. Хотя по жанру роман близок
описательному жанру реального происшествия (морской хроники), назвать сюжет
чисто хроникальным нельзя. Многочисленные рассуждения Робинзона, егоотношения с
Богом, повторы, описания владеющих им чувств, нагружая повествование
эмоциональной и символической составляющими, расширяют рамки жанрового
определения романа. Фабула романа "Робинзона Крузо" представляет
экстраординарное событие. Дефо временно "выключил" героя из реальных
общественных связей, и практическая деятельность Робинзона предстала в
общечеловеческой форме труда. Этот элемент и составляет фантастическое ядро
романа. Признаками духовной автобиографии выступает в романе сама форма
повествования, свойственная данному жанру: мемуарно-дневниковая. Элементы романа
воспитания содержатся в рассуждениях Робинзона и его противостоянии
одиночеству.Роман можно прочесть и как аллегорическую притчу о духовном падении
и возрождении человека.Любое пустячное происшествие Робинзон осмысляет как
"промысел божий", а случайное стечениетрагических обстоятельств - как
справедливая . кара и искупление за прегрешения, Робинзон порицает в себе это
равнодушие к провидению, однако повсюду мы замечаем, что он больше полагается на
здравый смысл и реальность вещей, чем на какие-либо сверхчувственные и
сверхъестественные явления. Дефо был искренним христианином, но в тоже время и
практическим человеком. Главное в его концепции, как и в мировоззрении всего его
поколения, была идея волевой активности личности. Человек может и должен всего
добиваться сам, побеждать, ломать все преграды как в мире природы, так и в мире
людей. Дефо писал историю самоутверждения человека в природе