Поэтика жанра «Пут.Гулл.» Дж. Свифта.Наиболее знаменитое произведение С.
«Путешествие Гулливера» вышедшее в 1726, одна из самых знаменитых книг мировой
лит-ры. В «Гулливере» С. особенно полно раскрыл свое отношение к современности.
По глубине и силе первые три части значительно отличаются от четвертой. В первой
части («Лилипуты») Свифт дает сатирическую картину жизни придворных и помещиков
как ничтожных, пошлых и глупых карликов, думающих, что они пуп земли. Во второй
части («Бробдингнег») самая природа европейского человека снижается
противопоставлением ее расе великодушных и простых великанов. В третьей части,
наименее стройной и выдержанной, Свифт осмеивает преимущественно ученых с своей
нигилистической точки зрения, отрицавшей и схоластику педантов и подлинную науку
своего времени. Четвертая часть — фокус всего творчества С. В образе благородных
лошадей он дал единственный раз свой утопически-реакционный положительный идеал
патриархально-феодального общества мудрых и благородных господ и верных слуг,
мудрого и высоко морального, свободного от ненужной учености, пустой роскоши и
суетной техники буржуазного общества. В изображении человекоподобных скотов Яху
С. дает свое самое глубокое художественное обобщение. Однако в изображении Яху
несомненно есть также черты того болезненного и упадочного «мазохизма отчаяния»,
к-рое становится господствующей чертой последнего периода С. Ненависть и
отвращение к человеческому телу и его отправлениям, соединенное с болезненным
влечением к ним, носит у С. определеннодекадентскийхарактер. «Путешествием
Гулливера» определяется место С. в общей истории художественной лит-ры Европы, в
частности в истории реализма. По своим художественным приемам С. продолжает
линию той, созданной Ренессансом реалистической фантастики, к-рая, пренебрегая
конкретно-бытовой действительностью, умела в фантастических образах дать
обобщения огромного реалистического охвата и глубины, без внешней
правдоподобности, но с величайшей внутренней правдой воплотить глубочайшую
историческую сущность современных явлений.