Поэтика жанра Тома Джонса Генри Филдинга.Общепризнанной вершиной творчества
Филдинга стала «История Тома Джонса, найденыша» (1749). Роману предшествовали
годы напряженной журналистской, публицистической и практической деятельности,
которая помогла писателю еще ближе узнать изнанку жизни. Каждая из составляющих
роман восемнадцати книг открывается вводной теоретической главой, обращенной
непосредственно к читателю. Филдинг сознательно разрушает иллюзию реальности:
часто комментирует свой рассказ, подчеркивает его вымышленность и зависимость от
авторской воли, предлагает разные варианты одной ситуации, обсуждает ремесло
романиста, предъявляемые к творчеству писателя высокие требования и стоящие
перед ним задачи, нравственные и художественные. В «Томе Джонсе» сосредоточены
серьезные нравственные конфликты и контрасты; в нем, соответственно, соединяются
патетика, чувствительность, ирония, сарказм и веселый смех. Широта поэтического
зрения позволила Филдингу населить свою книгу представителями всех сословий,
великим множеством персонажей, одновременно типических и вполне индивидуальных.
Небывалое дотоле богатство жизни, представленной автором в книге, смелость,
откровенность и жизнерадостность описаний выводят ее за пределы
рационалистической схемы просветительского романа. В этом сказывается сенсуализм
Филдинга, унаследованный от учителя всех просветителей Джона Локка. Изображая
своих героев, он создает единство их духовного и физического облика. Так
возникают привлекательные, внешне и внутренне, портреты Тома и Софии и
отталкивающие, карикатурные образы Блайфила и его матери, с которой, по словам
Филдинга, читатель мог бы встретиться на картине Хогарта. Однако гротескные
портреты у романиста нередко обогащаются многочисленными оттенками. Так, в
облике отца Софии, Уэстерна, неотесанного, грубого человека, сочетаются нежный
отец и злой тиран, неправедный судья и рачительный хозяин.