Проблематика и поэтика «Исповеди» Ж.-Ж. Руссо.«Исповедь» - самое выдающееся
произведение Руссо. Это не только автобиография, но и роман. Оно дало новый тип
повествования, целиком погружённый во внутренний мир человека, представляющий
события внешнего опыта. Жанр к которому обратился Руссо, а вернее тот,
родоначальником которого он стал, был обречен на успех.В «Исповеди», особенно в
первой части, включающей 1— 6-ю книги, заметно влияние сентиментализма.
Становление личности Р. можно рассматривать как процесс «воспитания чувств»,
Начав рассказ о себе.с самого рождения, писатель не скрывает проступков детства
и юности, но показывает, как под влиянием добродетельных примеров,
соприкосновения с природой, благодаря изначальной доброте сердца его чувства
облагораживаются, формируется его нравственное сознание. В некотором отношении
«Исповель» Р. прелваряет критический реализм XIX в. Реалистам был близок образ
талантливого человека из народа, вынужденного пробиваться в жестоком миро
эгоизма и расчета. В «Исповеди» обнаруживается близость к реалистическому
изображению характера героя и в его связи с социальными обстоятельствами его
жизни. Особенно это проявилось в сфере описания чувств. Р. выступает
непосредственным предшественником реалистического психологизма XIX в. Во второй
книге «Исповеди» есть такой эпизод: в 1728 г. Р., будучи лакеем в доме одной
графини, украл ленту, а когда воровство обнаружилось, свалил вину на молодую
кухарку Марион. Автор раскрывает свою психологию в момент преступления — и
оказывается, что им руководили самые противоречивые чувства. Это место в
«Исповеди» — один из первых образцов описания диалектики чувств.