«Коварство и любовь» Шиллера как образец «штюрмерской» драмы.Штюрмерство
представляет собой своеобразный «предромантический» вариант немецкого
сентиментализма, для формирования которого, как подчеркивают ученые, важное
значение имел руссоизм.Трагедия «Коварство и любовь» явилась вершиной развития
штюрмерской драматургии Шиллера. Общественно-эстетические принципы в духе идей
штюрмерства начали складываться у Шиллера еще в годы пребывания в Карловой
школе.Маленькое герцогство Вюртембергское, деспотичный, развратный Карл Евгений,
его фаворитка графиня фон Гогенгейм, министр Монмартен, изображенные в пьесе под
другими именами, сохраняя свое портретное сходство, превратились в грандиозные
обобщенные образы, типы феодальной Германии. Затхлый мирок глухой провинции,
роскошь и разврат герцогского двора и ужасающая нищета народа – такова
обстановка, в которой развертывается трагическая история возвышенной любви двух
благородных существ – Фердинанда и Луизы.Две общественные группы
противопоставлены в пьесе: с одной стороны герцог, его министр фон Вальтер,
холодный, расчетливый карьерист, убивший своего предшественника, способный на
любое преступление во имя карьеры; любовница герцога леди Мильфорд, гордая
светская красавица; подлый и пронырливый Вурм, секретарь президента; надутый
франт, глупый и трусливый гофмаршал фон Кальб. С другой стороны, честная семья
музыканта Миллера, его простодушная жена, его милая, умная, тонко чувствующая
дочь Луиза. К этой группе принадлежит и тот старый камердинер леди Мильфорд,
который с презрением отвергает кошелек с деньгами, предложенный ему его
госпожой.Перед нами два мира, разделенные глубокой пропастью. Одни живут в
роскоши, притесняют других, порочны, жадны, эгоистичны; другие бедны, гонимы,
угнетены, но честны и благородны. К ним, к обездоленным людям, пришел Фердинанд,
сын герцогского министра, майор в 20 лет, дврянин с пятисотлетней родословной.