шпаргалка

7Пушкин Капитанская дочка

[ Назад ]
А.С.ПУШКИН
КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА
(1833-1836)
Сокращения: КД — "Капитанская дочка"
ИСТОРИЯ ЗАМЫСЛА Общественно-политическая обстановка. Начало 1830-х годов было ознаменовано социальными потрясениями и в Европе и в России:
- французская революция 1830 г.;
- холерные бунты в России
- восстание военных поселений в Новго роде и Старой Руссе.
Пушкин давно испытывал интерес к про блемам:
- свобода (подлинная и мнимая) и пути к ней;
- народ и власть;
- народ и дворянство;
Политические события усиливают внимание Пушкина к данным проблемам. Он изучает французскую революцию, готовясь написать ее историю. Но, отложив эту работу, П. обратился к отечественной истории. В феврале 1832 Пушкину доставили подарок Николая I -многотомное "Полное собрание законов Российской империи", присланное в помощь его занятиям историей Петра. В 20-м томе Пушкин обнаружил материалы, связанные с восстанием Пугачева, в том числе сообщение о дворянине Михаиле Шванвиче, пере шедшем на сторону Пугачева. Появляется 1-й план произведения о дворянине-пугачевце. Пушкина больше всего интересовали причины перехода дворянина к Пугачеву, он разрабатывает различные мотивировки такого шага.
.Пушкин добился разрешения ознакомиться в архивах военного министерства с до кументами 2 пол. ХVII в. и выяснил, что:
1) случай перехода дворянина к Пугачеву не был единичным;
2) Эти переходы имели случайный характер: переходили многие дворяне-офицеры, но, как правило, это происходило после того, как они попадали в плен. Их служение Пугачеву было временным, а присяга - уловкой: при первой возможности они возвращались в правительственные войска.
.
ПРОБЛЕМА ЖАНРА
Жанр "Капитанской дочки" определяют по-разному:
1) - повесть (из-за небольшого объема, ограниченного круга действующих лиц);
2) - исторический роман того типа, кот. создал Вальтер Скотт (с непременной любовной интригой в основе сюжета, где исторические события являются лишь фоном, источником многообразных приключений героев);
3) - семейная хроника, история 2-х патри архальных семейств - Гриневых и Ми роновых;
4) - мемуары - т.к. повествование ведется от имени Гринева, а Пушкин выступает лишь как издатель его "записок";
5) - реалистический исторический, соци ально-психологический роман. Остановимся подробнее на некоторых из указанных концепций.
"Капитанская дочка" как семейная хроника
Концепцию "Капитанской дочки" как семейной хроники выдвинул в 1859 А.Григорьев. Он толковал Пушкина как выразителя истинно русских идеалов, воплотившего "высшие стремления и весь дух кротости и любви..." Такую же жанровую трактовку дал единомышленник
А. Григорьева Н.Н. Страхов: "Главное внимание сосредоточено на событиях частной жизни Гриневых и Мироновых, и исторические события описаны лишь в той мере, в какой они прикасались к жизни этих простых людей. "Капитанская дочка" есть хроника семейства Гриневых; это тот рассказ, о котором Пушкин мечтал еще в 3 главе "Онегина" <см. строфы XIII, X1V>, - рассказ, изображающий "преданья русского семейства". "Капитанская дочка" есть рассказ о том, как Петр Гринев женился на дочке капитана Миронова".
Мнение современного литературоведа Н. Степанова: "Принцип семейной хроники в КД сказался как в неторопливости сюжетного развития, так и в объединении действующих лиц на основе их семейных связей. Петруша Гринев не задается большими задачами и целями, он честный и бесхитростный человек, среди треволнений и опасностей выручающий милую и добрую Машу Миронову. Но тем значительнее и величественнее по сравнению с ними могучая фигура Пугачева.
Линия семейного сюжета - Гринев и Маша Миронова - противостоит изображению Пугачева и событий крестьянской войны.
КД и исторический роман В. Скотта
И сближение, и расхождение Пушкина с В.Скоттом касаются проблемы подлинного историзма.
— Заслугу В.Скотта Пушкин видел в том, что он
1) впервые, описывая прошлое, воссоздавал его индивидуально неповторимый облик: национально обусловленный быт, культуру, костюмы и т.п., но и тип сознания людей именно данной эпохи.
2) главная "прелесть" В.Скотта, по Пушкину - в том, что, читая его романы, "мы знакомимся с прошедшим временем <...> домашним образом".
3) как Шекспир и Гете, В.Скотт "не имеет холопского пристрастия к королям и героям".
Его герои "просты в буднях жизни, в их речах нет приподнятости, театральности, даже в
торжественных случаях, так как величественное для них обычно".
— Расхождение определялось различием худож. методов. В.Скотт был романтиком. Пушкин - реалистом. Потому и характер историзма у Пушкина иной:
1) он позволяет открывать и в прошлом и в современности исторические закономерности общественного развития. Именно эти закономерности, а не исторический колорит", не занимательный авантюрный сюжет интересовали Пушкина в произведении, обращенном к прошлому ("колорит" и сюжет при этом - не самоцель, а подчинены поиску этих закономерностей).
2) Отказ от основания сюжета на любовной интриге - не отрицание любовных отношений в произведении, а пересмотр их роли. Романическая интрига в КД - отношения Гринева и Марьи Ивановны, Гринева и Швабрина - не имеет самодовлеющего значения. Она органически входит в "историческую раму", не противореча исторической достоверности. Продолжая вальтер-скоттовскую традицию, Пушкин отказывается здесь от мелодраматических эффектов, от перегрузки произведения сюжетными перипетиями.
Если в "Дубровском" любовная коллизия выдвинута на первый план, то в КД она, хотя и имеет существенное значение для развития действия, однако отодвинута на задний план, заслонена историческими событиями.
"Капитанская дочка " как мемуары
1. Причина выбора мемуарной формы - такая форма позволяет вести повествование о
великих исторических потрясениях "домашним образом", что так ценил Пушкин
у В.Скотта.
2. Особенности позиции мемуариста, ее двойственность:
1) Гринев предстает перед нами в двух возрастных "ипостасях": 17-летний Гринев -участник описываемых событий, и пожилой Гринев - автор записок (во время писания мемуаров ему должно быть за 50 лет, т.к. в гл. VI рассказчик радуется тому, что "дожил <...> до кроткого царствования императора Александра"). Благодаря этому в произведении одновременно присутствуют
- свежесть восприятия, элемент неожидан ности при описании событий,
- дистанция времени и опыта: впечатления юноши поверяются и переосмысляются зрелым мужем. В разные моменты пове ствования Пушкин активизирует то одну, то другую "ипостась" в зависимости от своих задач.
Кроме того, этот прием позволяет вводить иронию в повествование - особенно "густо" она присутствует в первых главах. В связи с этим ошибочно было бы трактовать Гринева как человека ничтожного, как это сделал Белинский. Ироническое изображение воспитания дворянского недоросля, первых шагов его службы и проч. - это ирония старика-Гринева по отношению к себе-юнцу. Стало быть, в течение жизни многое было переосмыслено, и характер героя значительно глубже, чем характер фонвизинского Митрофанушки, с которым проводятся отчетливые параллели в первой главе (заметим, что параллели эти проводятся опять-таки самим Гриневым).
2) В позиции мемуариста есть и другая двойственность.
• с одной стороны – это дворянин, преданный своему сословному долгу, для него естественно неприятие и осуждение восстания, (см. высказывание Пушкина об исторически неизбежном антагонизме дворян и пугачевцев: "выгоды их были слишком противуположны"), присуща этому герою и некоторая интеллектуальная ограниченность, он не пытается искать собственные объяснения явлений, а принимает готовые, предрешенные со словным сознанием. Такой рассказчик называет мятежников не иначе как "злодеями", их войско "шайкой".
• с другой стороны - как человек - Гринев оказывается гораздо шире сословных рамок (Ю.М. Лотман: "для этого он слишком человечен"). Он наделен безупречной нравственностью, и если выводы его ума для нас малоавторитетны, то на этическое чутье Гринева можно смелоположиться. Поэтому "чисто человеческие" симпатии Гринева к Пугачеву оказываютсязначительно весомее, чем выводы его ума.
Т.О. в КД сочетаются элементы различных жанров. В современном литературоведении наибо лее распространен взгляд на КД как реа листический исторический роман.
КОМПОЗИЦИЯ
В основе композиции КД лежит принцип противопоставления. Противопоставлены:
1. картины мира и войны
2. два социально антагонистичных со циальных лагеря; верное правительству дворянство и пугачевцы
3. основные персонажи: Гринев и Швабрин; Швабрин и Маша Миронова; Гринев и Пугачев (здесь про тивопоставление проводится на фоне личного тяготения между героями);
4. Пугачев и Екатерина ... и др.
5. отдельные эпизоды: военный совет у пугачевцев (гл.7, см. также гл. 11) и во енный совет в Оренбурге; обращение Гринева к мужицкому "государю" Пу гачеву с просьбой о заступничестве и подобное же обращение Маши Миро новой к дворянской государыне и др. Рассмотрим подробнее указанные противопоставления.
1. Противопоставление картин мира и войны предваряет аналогичный прием
толстовской эпопеи: сцены мирной жизни, домашнего быта семьи Гриневых и Мироновых оттеняются стихией крестьянской войн (обратим внимание, что здесь противопоставление идет по линии: установленный порядок - опрокидывающая его стихия, в этом смысле глубоко символично появление Пугачева из стихии бурана).
Финал КД типичен для семейной хроники - описывается благополучное разрешение судьбы Гринева. Краткий эпилог сообщает о дальнейшем его благоденствии, но здесь же говорится и о том, как в последний раз пересеклись судьбы Гринева и Пугачева: "Он присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу".
2, 3. Композиция КД определяется противоборством 2-х антагонистических лагерей - дворянского, правительственного и восставшего народа, пугачевцев: привыкшего к вольнице казачества, наи более угнетенных сословий (крепостное крестьянство) и народностей (башкиры, татары).
Но этим основным историческим конфликтом сюжет не исчерпывается. Внутри каждого лагеря также имеются свои противоречия:
— В дворянском лагере - разное отношение к событиям: с одной стороны - верные своему воинскому долгу Гринев, капитан Миронов, с другой стороны - изменник Швабрин. Эти герои противопоставлены не социально, а этически Швабрин несет в себе интеллектуальное начало, он умнее и образованнее Гринева, но это интеллек туальное начало в нем деструктивно. Швабрин - имморалист, Гринев - носитель наивного, но этически полноценного начала.
— В лагере пугачевцев - см. спор Хлопуши и Белобородова (гл. 11); Пугачев чувствует ненадежность своих "ребят":
"Они воры <...> при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою" (гл. 11).
Т.О., персонажи противопоставляются не столько по внешним (социальным) критериям, сколько по внутренним - этическим.
СИСТЕМА ОБРАЗОВ
Образ Гринева
показывает, что противоборство социального и человеческого проходит и в
душе отдельных героев, что создает дополнительный драматизм в отношениях между ними. Гринев-дворянин видит в Пугачеве врага, а Гринев-человек - едва ли не друга (во всяком случае, в романе нет больше ни одного героя, к кот. Гринев испытывал бы столь явное тяготение-см., напр, проявления небывалого доверия к Пугачеву: ему первому Гринев говорит о Маше Мироновой как о своей невесте (ср. нежелание упоминать ее имени в суде, среди "своих"), надеется на его помощь, несмотря на их политический антагонизм - в черновой редакции главы 11 Мятежная слобода" Гринев не случайно, а преднамеренно встречается с Пугачевым, чтобы искать его помощи для спасения Маши, этот вариант был отвергнут явно из цензурных соображений). Между этими про тивоположными "полюсами" отношения Гринева к Пугачеву создается напряжение, кот. требует своего разрешения. Не склонный к рефлексии, Гринев не идет дальше простого удивления "странными отношениями" с "этим 'ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня", задача понять эти отношения остается на долю читателя.
Контрастность образов Пугачева и Екатерины II афористично описала М. Цветаева: "Контраст между чернотой Пугачева и ее <Екатерины> белизной, его живостью и ее важностью, его веселой добротой и ее снисходительной, его мужичеством и ее дамством <...> На огневом фоне Пугачева - пожаров, грабежей, метелей, кибиток, пиров - эта в чепце и душегрейке, на скамейке между всяких мостиков и листиков, представлялась мне огромной белой рыбой, белорыбицей и даже несоленой. (Основная черта Екатерины - удивительная пресность <...>) Сравним Пугачева и Екатерину въяве:
"Выходи, красная девица, дарую тебе во лю. Я государь. (Пугачев, выводящий Марью Ивановну из темницы)". "Извините меня, -сказала она голосом еще более ласковым, -если я вмешиваюсь, но я бываю при дворе..." Насколько царственнее в своих жестах мужик, именующий себя государем, чем государыня, выдающая себя за приживалку".
Образ Екатерины
Еще в 1937г. В.Шкловским было сделано тонкое наблюдение: "Пушкин дает Екатерину по портрету Боровиковского. Портрет отно сился к 1791 году, был обновлен в памяти гравюрой Уткина в 1827 году. Эта гравюра ко времени написания "Капитанской дочки" была у всех в памяти. На портрете Екатерина изображена в утреннем летнем платье, в ночном чепце; около ее ног собака; за Екатериной деревья и памятник Румянцеву, лицо императрицы полно и румяно" (Шкловский В. Заметки о прозе русских классиков. М., 1953,-С.64). Т.О., пред нами цитата, а не образ живого человека, ср. Цветаева:
"Любит ли Пушкин в "Капитанской дочке" Екатерину? Не знаю. Он к ней почтителен. Он знал, что все это: белизна, доброта, полнота -вещи почтенные. Вот и почтил. Но любви -чары в образе Екатерины - нет. Вся любовь Пушкина ушла на Пугачева (Машу любит Гринев, а не Пушкин) - на Екатерину осталась только казенная почтительность. Екатерина нужна, чтобы все "хорошо кончилось".
Образ Пугачева
выделяется среди других образов
— эпичностью - его масштаб несравним с масштабом остальных персонажей, он подан как эпический герой;
— поэтичностью - по словам М. Цветаевой, на Пугачева затрачено больше всего вдохновения и любви
— контрастностью всем остальным персо нажам Цветаева: "решительно все фигуры "Капитанской дочки" - каждая в своем направлении - контрфигуры Пугачева:
добрый разбойник Пугачев — низкий зло дей Швабрин; Пугачев, восставший на Царицу - комендант, за эту царицу умирающий; дикий волк Пугачев - преданный пес Савельич; огневой Пугачев и белорыбий немецкий генерал, - вплоть до физического контраста физически-очаровывающего нас Пугачева и его страшной оравы (рваные ноздри Хлопуши)"
Эпичность и поэтичность образа Пугачева создается во многом благодаря его народно поэтическому "сопровождению". Первое появление Пугачева (2 гл.) предваряется эпиграфом - стихами из старинной рекрутской песни, что задает тон рассказу о Пугачеве как народном герое, "добром молодце" с его "прытостью, бодростью молодецкою". Пугачев входит в произведение поэтически - из метели. Его разговор с ямщиком обретает символический смысл. Он уверенно чувствует себя среди бушующей стихии: "Дорога-то здесь; я стою на твердой полосе".
Глава 6-я "Пугачевщина" тоже с песенным эпиграфом из исторической песни о взятии Казани. Смысл эпиграфа в подчеркивании народной памяти о важных в истории России событиях (таким событием станет и пугачевщина). Народный склад имеет речь Пугачева, она пересыпана пословицами, поговорками, характерными словами и оборотами. Важно здесь не только внешнее оформление пугачевского языка, а то, что он выражает и подлинно народное эпическое сознание - оно проявляется, когда Пугачев принимает важные решения. Так Пугачев отпускает Гринева, после его признания в готовности воевать против него - с точки зрения политической это, по меньшей мере, нерационально, но здесь торжествует высокая народная этика: "Так и быть <...> Казнить так казнить, миловать гак миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь" (гл.8).
Так и роль государя Пугачев не просто рационально использует, но играет с во одушевлением, воплощая образ сказочного царя - грозного, но справедливого и ослепительное в своем великолепии (см. порывы Пугачева жаловать и миловать, бросание денег в народ, торжественный прием Гринева в избе, оклеенной золотой бумагой и т.д.)
Существен в образе Пугачева и трагический элемент. Работая над "Историей Пугачева", Пушкин узнал из различных источников, что Пугачев предчувствовал поражение и неминуемую свою гибель, в "Капитанской дочке" это предчувствие проявляется в исполнении пугачевцами песни про виселицу: "Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, - все потрясало меня каким-то пиитическим ужасом" (гл. 8),
С этой сценой можно сопоставить и калмыцкую сказку про орла и ворона, которую Пугачев рассказывает Гриневу "с каким-то диким вдохновением", как самое заветное (весьма примечательно здесь и совсем иное - в рамках дворянскою сознания - понимание этой сказки Гриневым). Цветаева возводит эту трагедийность к песне Вальсингама из "Пира во время чумы", где провозглашается торжество человеческого духа именно на краю гибели: "В "Пире во время чумы" Пушкин нам это - сказал, в "Капитанской дочке" Пушкин нам это -сделал".

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |