шпаргалка

5 мцыри.

[ Назад ]
МЦЫРИ (1839)
Смысл заглавия: “Мцыри” по-грузински означает: 1) неслужащий монах, нечто вроде послушника; 2) пришелец, чужеземец.
КОМПОЗИЦИЯ. 1 строфа — пролог: сообщается время и место описанных событий. Эту историч. линию Л. продолжает и во 2-й строфе, приурочивая пленение Мцыри к кавказской войне нач. 19в. Эта часть поэмы носит эпический характер, интонация - повествовательная. Основную часть поэмы (3-26 строфы) составляет исповедь героя, где преобладает романтич. субъективизм, поэтому интонация — лирико-патетическая.
СЮЖЕТ - типичен для романтич. поэмы: бегство в далекий, манящий призраком свободы край, крушение надежд и гибель.
ОБРАЗ ГЛ. ГЕРОЯ. Мцыри отмечен исключительностью, свойственной романтич. Героям.Характер гл. героя диалектически противоречив. Мцыри - не только “естественный человек”, сохранивший в себе живую связь с природой, но еще и - пострадавший от цивилизации, заточенный ею в монастырь. Мцыри сравнивает себя с цветком, выросшим в тюрьме, признается, что "тюрьма" (монастырь) оставила на нем “свою печать”. В нем сочетаются черты силы и слабости. Огненная страстность, жизненность, свободолюбие, непреклонная воля Мцыри - проявления "могучего духа" "его отцов" - неотделимы в нем от его физической хилости и болезненности, наследства монастырского режима. В нем "юность вольная сильна", и вместе с тем он "слаб и гибок, как тростник". Дерзкая храбрость сталкивается в нем с пугливостью (“пуглив и дик”, “боязливый взгляд”). Он способен яростно биться с барсом, но легко утомляется и отчаивается до исступления.
Т.О., в скитаниях Мцыри нужно различать борьбу не только с внешними препятствиями, но и с этой немощью, которая, хотя и привнесена извне, но стала частью его самого.
КОНФЛИКТ в основе своей — типично-романтический: противопоставленность героя той среде, в кот. он находится. Своеобразие конфликта. Мцыри бежит из цивилизованного, христианского мира в естественную среду, что типично для романтической поэмы. НО обычно романтический герой совершал побег для того, чтобы порвать с родной средой и приобщиться к совершенно иному культурному миру. Мцыри же бежит из чужой среды, где он является пленником, в среду родную — естественную. Т.О., его побег - это попытка возвращения на круги своя. Но оно оборачивается возвращением к "тюрьме". Стремление к воссоединению с родной естественной средой передается в поэме через сгущение образов родства:
“Обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры”; деревья - "как братья в пляске круговой"; Мцыри хочет прижать свою грудь "к груди другой. Хоть незнакомой, но родной” и др.
Среди образов родства преобладают те, кот. передают близость Мцыри с природной стихией:
"О, я как брат обняться с бурей был бы рад";
"как змей", "как барс пустынный” и др.
С др. стороны, природа в глазах Мцыри очеловечена:
шакал "кричал и плакал, как дитя",
барс "застонал, как человек".
В основе лит. пр-ния лежит не только образ героя, но и ОБРАЗ МИРА, в кот. этот герой находится. Рассмотрим основные параметры этого мира - пространство и время.
Топографические и исторические сведения и предыстория Мцыри даны очень скупо, пунктирно, порой намеренно неопределенно (“такой-то царь, в такой-то год…”). Очевидно, конкретизировать эти указания Л. не мог, т.к. они помешали бы воспринять обобщенный, расширенный смысл поэмы. 1По-иному подходит Л. к изображению природы. Природа заполняет почти все пр-ние и является в нем не фоном, а активной силой. Образы всех царств природы введены в сюжет как действующие лица. В одногеройной поэме Л. природа служит, в сущности, единственным партнером Мцыри - то другом, то врагом, - вбирает в себя богатства человеческого мира и как бы стремится заменить этот мир. Дневная природа для Мцыри - не только цветущий "Божий сад", но и безжалостно палящий зной. Ночь - не только сбивающий с пути мрак, но и “ночная свежесть”, утоляющая “измученную грудь”. Даже барс, грозящий Мцыри смертью, не является чистым воплощением зла, а подается в духе все той же лермонтовской диалектики: "...взоркровавый устремлял, мотая ласково хвостом”.
Мир природы, окружающей Мцыри, кажется неисчерпаемым, заключающим в себе бесконечные внутренние перспективы и возможности открытий. Мцыри окружен голосами, шепотами и мыслями природы, он умеет их понимать ("мне было свыше то дано"). "Темные скалы" думают, поток шумит, как сотня “сердитых голосов”, в кустах шепчутся “волшебные, странные голоса", ночь глядит "миллионом черных глаз", туманный лес говорит, ручей лепечет, в прозрачном небе мыслится полет ангела, а на скалистом спуске - шаги злого духа. Эти образы по своим формальным признакам — обычные олицетворения, но в них есть особый, неповторимый, лермонтовский оттенок таинственности, создающий ощущение безграничности жизни. Это ощущение поддерживается эпитетами “тайный” и “таинственный”, кот. многократно встречаются в поэме ("тайный ночлег", "тайный голос", "тайны неба", "тайны любви", "таинственная мгла"). Это ощущение идет от всего текста поэмы и мотивировано жизневосприятием главного героя, кот. в каждом явлении открывавшегося ему ослепительного мира - в скалах, в тучке, в мимоидущей девушке - видел откровение и обещание новых откровений.
Богатство природы продемонстрировано и многообразием ее сфер, изображенных в поэме (горы, пропасть, лес, речка, гроза, туча), и сменами суточного времени (пронаблюдайте, какие времена суток показаны в поэме и какие из них преобладают).
Отношения Мцыри с окружением — с монахами. Налицо типичное для романтизма превосходство центрального персонажа, его отчуждение от других. НО: 1) со стороны окружения, монахов - отсутствует зло, наоборот, их отношение к мальчику-послушнику скорее заботливое, дружественное. Зло выступает только как невольное насилие над естественным чувством родины; 2) со стороны гл. героя - отсутствие преступления и вообще злого поступка. Мцыри некому мстить: никто сознательно не желал и не делал ему зла. С его стороны "преступление" также проявляется в своей минимальной степени - только как нарушение запрета свободы - бегство.
Основная проблема пр-ния - стремление к свободе и ее недостижимость - не становится при этом менее острой. Просто добро и зло здесь оказываются уже не разведенными по разным полюсам, а сложно переплетенными (см. выше примеры такого переплетения в образах природы, сила и слабость - в натуре Мцыри). Здесь нельзя указать прямых виновников трагедии. В этом отношении показателен образ тюрьмы-монастыря — тюрьмы дружественной. Монахи относятся к Мцыри бережно и жалостливо, но объективно, удерживая его в неволе, являются его врагами. Покой и защита оказываются оплачены несвободой, и эта трагическая закономерность проявляется не только на частном, но и на общеисторическом уровне: Дружественная тюрьма монастыря, приютившая грузинского мальчика (который был “искусством дружеским спасен” и рос за “хранительными стенами”), явно соотносится с Россией, обеспечившей благоденствие Грузии "за гранью дружеских штыков". Так же соотнесены передача "таким-то царем в такой-то год” своего народа России и передача генералом пленного ребенка монастырю. Кульминация темы покоя и защиты, доходящая до блаженной нирваны - песня зеленоглазой рыбки. Тут защитные силы" столь дружественны, ласковы, что стремятся стать необременительными ни физически, ни во времени: «Усни, постель твоя мягка, /Прозрачен мой покров. /Пройдут года, пройдут века /Под говор чудных снов.»

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |