шпаргалка

22Эволюция военной прозы в 1960-1990-е гг.: особенности конфликта и героя (Г. Бакланова, Ф. Абрамова, В Астафьева и др. – на выбор).

[ Назад ]
Именно проза писателей фронтового поколения в целом дает представление об истинной войне, без идеализации и романтизации, без сгущения красок и пристрастия, показывает духовную силу и величие народов нашей страны, которые были вынуждены в окопах защищать свою Родину, свой дом.
В первые послевоенные годы художественных книг о войне появлялось мало. Шел процесс осмысления происшедшего, освоение сложного материала. непростыми были отношения писателя и цензуры. На первый план вышли документальные книги участников партизанского движения – П. Вершигоры, Д. Медведева, А. Федорова и др. Рядом с ними художественно-документальные произведения (произведения на героическую тему: «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого и др.)
В период «оттепели» важным этапом эволюции военной прозы был приход в литературу «поколения лейтенантов» - А. Ананьева, Г. Бакланова, Ю. Бондарева, В. Быкова. Все они прошли войну в младших офицерских чинах и в своих произведениях отталкивались в основном от личных впечатлений. Официальная критика назвала их сочинения «окопной правдой», посчитав, что правду о войне не могут нести люди, чей кругозор ограничен обзором из окопа, в котором они находились. Считалось, что нужна иная правда о войне, более масштабная. Критика призывала создавать советскую «Войну и мир», не понимая, что подобные произведения не возникают по указанию. Без «окопной правды» не возможна была дальнейшая эволюция эволюция художественной прозы о войне. Писатели возродили в военной прозе достоверность, подлинность характеров и описаний, без этой темы могла возникнуть тупиковая ситуация в развитии военной прозы.
Но есть целый ряд книг, в которых сделаны некоторые уступки идеологическому давлению. К ним относятся книги Ю. Бондарева 1970-1980-х гг. Со страниц военной прозы 1970-х гг. постепенно исчезают военные реалии – все меньше описываются сражения, реже стреляют, меньше взрываются бомбы и снаряды – возникает больше внутренних психологических коллизий.
Одно из лучших произведений военной ппозы 1970-х гг - «Сашка» В. Кондратьева. В центре повествования не повороты военной судьбы героя, а его внутренние переживания.
События 1985 г. изменили читательские предпочтения, выяснилось, что военная проза – не обязательно книги о ВОВ. Появились книги о войне в Афганистане (С. Алексиевич «Цинковые мальчики»), благодаря событиям в Чечне.
Мирным, но трагическим будням армии посвятили книги Ю. Поляков «Сто дней до приказа», 1980, открывший миру явление дедовщины.
В конце 1980-1990-е гг. стал возможным давно забытый сатирический подход к военной теме: «Жизнь и необычайные приключения солдата Ив. Чонкина» В. Войновича.
Вся история русской военной прозы ХХ в. - драматическая история поисков правды и борьбы за истину.
Точка зрения писателя-фронтовика Виктора Петровича Астафьева (1924 – 2003) такова, что исход войны несет герой, сознающий себя частицей воюющего народа, несущего свой крест и общую ношу. Известно высказывание Виктора Астафьева о 12-томной «Истории Второй мировой войны», по поводу которой он сказал: «Мы такой войны не знали». В 1992 году Астафьев опубликовал роман «Прокляты и убиты». В романе «Прокляты и убиты» Виктор Петрович Астафьев передает войну не в «правильном, красивом и блестящем строе с музыкой и барабанами, и боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами», а в «ее настоящем выражении – в крови, в страданиях, в смерти». Роман высоко оценен не только литературной критикой, но и отмечен правительственными наградами. С этим романом автор стал финалистом российской Букеровской премии в 1993 году, лауреатом премии «Триумф» в 1994 году, а в 1995 году лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области литературы. О романе написано много статей, не все его принимали. Не принимал писатель-фронтовик Юрий Васильевич Бондарев, не согласен с ним был писатель-фронтовик Георгий Бакланов. А его друг – писатель-фронтовик Евгений Иванович Носов, прошедший фронтовыми дорогами от Курска до Польши, такого понимания войны и такого изображения принять также не мог: «И это развело их в разные стороны в конце их жизни». Писатель вводит в роман свои философские и исторические рассуждения, дополняет роман своими комментариями, содержащими личные воспоминания, письма читателей, подтверждающих правоту Астафьева в художественном освещении войны. Он создает в романе свою героику войны, освещая её с точки зрения солдата, вскрывая фальшь и ложь официальной советской системы. В 1998 году Астафьев написал повесть «Веселый солдат», которая была отмечена литературной премией имени Аполлона Григорьева в 1999 году. Повесть начинается и заканчивается словами: «Четырнадцатого сентября одна тысяча девятьсот сорок третьего года я убил человека. Немца. Фашиста. На войне…». Все военные произведения Виктора Астафьева – это размышления о том, как может (смог) выжить отдельный человек на войне. Мастер военной прозы Виктор Астафьев в новых рассказах описывает нелицеприятные события войны и послевоенную жизнь фронтовиков. Так романтический лейтенант становится причиной гибели солдат (Трофейная пушка), а боевой, честный Колька, вызвавший огонь на себя, после войны становится бандитом. И очень трагический рассказ “Пролетный гусь” о судьбе демобилизованного с фронта солдата и медсестры, которые – поженившись, поселяются на квартире в первом попавшем городке – Чуфырине, где у них рождается очень слабенький ребенок. Умирает ребенок, муж и жена кончают самоубийством от безысходности жизни. Рассказ “Пионер – всем пример” повествует о жизни фронтовика, лагерника, писателя Антона Дроздова, жизни катастрофичной, с потерями близких и возмездием. К сожалению, это были последние произведения недавно умершего (2003) писателя России.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |