шпаргалка

Своеобразие поэтики романа Б. Пастернака «Доктор Живаго»: проблема жанра, композиции, система персонажей, источники романа.

[ Назад ]
Проблема жанра в романе:
1. Хендрик Бирнбау: роман биографический с элементами лирической автобиографии и элементами исторического романа.
2. Александра Попофф: лирический роман. Проза Пастернака – это личностная проза поэт, а в поэзии еще яснее, чем в прозе слышится голос автора. Герои романа выражают идеи автора и говорят его поэтическим голосом.
3. Олег Клинг: символический роман. Он считает, что символизм оказал сильное влияние на Пастернака. Поздний символический роман имеет в виду не возвращение к символическим канонам, а их обогащение на сюжетном уровне. Поздний Пастернак 50х годов мыслит творчество в контексте европейского символизма.
4. Д.С. Лихачев: автобиографический роман. Пастернак пишет не о себе, придумывая себе судьбу, но в то же время именно о себе, с целью раскрыть перед читателем свою внутреннюю жизнь
5. Б. Гаспоров: постреалистическое произведение, его структурное построение связано с нелинейностью и полифонией музыкальной композиции.
Особенности композиции:
Л.А. Колобаева (спец. в области символизма) считает, что главная тема романа – проблема потока жизни. Она считает, что раскрытию тема способствует структура романа. Этот поток жизни укладывается в микроструктуру композиции романа, т.е. большие главы идут с маленькими главами, обозначаются цифрами. Структура микроглавок и запечатлевает быстротекущие мгновения жизни и способствует насыщению текста дыханию лирики.
Главный формообразующий принцип всего романа – контрапункт (термин из музыки, у Пастернака были сформированы принципы музыкального мышления).
Контрапункт – совмещение несколько относительно автономных и параллельно текущих во времени линий по которым развивается текст. Принципы контрапункта в романе проявляются на уровне стиха, прозы, образов, сюжета, типа повествований и т.д.
Например, на уровне сюжета, установка гардероба – ключевое событие в жизни Анны Ивановны, дочери и Ю. Живаго. При установки гардероба устанавливается первая сюжетная линия - смерть Анны Ивановны, она получает травму и умирает), вторая - Ю. Живаго женится на Тоне (духовная связь между ними), третья – во время установки Ю. Живаго знакомится с дочерью слуги Маркела Маринкой и потом женится на ней (материальные отношения). Параллельно несколько сюжетных линий действует, происходит зарождение, умирание сюжетных линий. Жизнь прожить – не поле перейти – это фраза – иллюстрация контрапункта. На уровне образов – образ свечи (символ жизни) появляется вновь и вновь в романе, также образы стихий (ветер, метель) образ поезда и др.
Персонажи:
Юрий Андреевич Живаго — доктор и поэт, главный герой романа. Поступки его стихийны, часто необдуманны. Роман полностью основан па переплетении стихий. Но главная — стихия революции, стихия войны. Ж. становится обобщенным образом русской интеллигенции в революции и после нее, он олицетворяет ее продолжение и гибель. В нем нашли отражение и религиозно-философские искания в духе Л.Н.Толстого, и раздвоенность мечущейся души, по Ф.М.Достоевскому, наконец, он являет собой тип «чеховского врача» (Г.Гачев). главный герой романа, врач и поэт. Фамилия героя ассоциирует его с образом «Бога Живаго», т. е. Христа (имя — Мария Николаевна); словосочетание «Доктор Живаго» может быть прочитано как «исцеляющий все живущее», популярна фамилия в Москве в то время.
В романе отражена жизненная история сравнительно небольшого круга лиц, нескольких семей, соединенных отношениями родства, любви, личной близости. Их судьбы оказываются прямо связаны с историческими событиями нашей страны. Большое значение имеют в романе отношения Юрия Живаго с женой Тоней и с Ларой. Искренняя любовь к жене, матери его детей, хранительнице домашнего очага - это природное начало в Юрии Живаго. А любовь к Ларе сливается с любовью к самой жизни, со счастьем существования. Образ Лары - это одна из граней, отражающих отношение самого писателя к миру.
Судьба доктора Живаго и его близких - это история людей, чья жизнь выбита из колеи, разрушена стихией революции.
Антонина Живаго (Громеко) — жена Юрия
Лариса Антипова (Гишар) — жена Антипова
Павел Антипов (вел Антипов (Стрельников) — муж Лары, революционный комиссар
Александр и Анна Громеко — родители Антонины
Евграф Живаго — генерал-майор, сводный младший брат главного героя, его «благополучный двойник». Внебрачный сын разорившегося миллионера Андрея Живаго и княгини Столбуновой-Энрици; вырос в Омске. Главная деталь портрета— «узкие киргизские глаза».
Виктор Комаровский — московский адвокат. Злой гений всего происходящего, известный и влиятельный адвокат, доведший своего клиента отца Юрия Живаго - до самоубийства, совративший дочь другой своей «клиентки» (Амалии Гитар) и долгое время использующий свою власть над сильной и привлекательной девушкой Ларой.
Источники романа: Книга бытия, Библия, Гамлет.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |