шпаргалка

Роман Л. Леонова «Пирамида»: жанровая природа, особенности композиции, принципы создания образов, философский подтекст.

[ Назад ]
Над романом «Пирамида» Л. Леонов работал несколько десятилетий. В 1970 г. первая редакция «Пирамиды» была закончена, В 1990 г. роман подвергся переработке. Предчувствуя близкую кончину, Леонов передал огромную по объему рукопись редакции журнала «Наш современник», и в виду большого объема роман вышел в свет в 1994 году, сразу отдельным изданием.
Жанровое определение текста «Пирамида»
 это роман непокорный, строптивый, дерзкий, роман итогов, поисков;
 это роман интеллектуальный и элитарный;
 это роман еретический, богоборческий.
Считается, что Леонов создал еретическое учение о природе человека, сотворении мира, ошибках создателя, вечном противоборстве добра и зла.
И в то же время «П.» - социальный роман. Не возможно без содрогания читать страницы, где Леонов показывает жизнь, подробности быта, судьбы семьи бывшего священника Лоскутова. Герои романа лишены на существование. Так, бывший священник, чтобы прокормить свою семью, вынужден нелегально работать сапожником, ведет нищенское существование, и этой работы его лишает фининспектор, облагая непосильным налогом.
Если судить о романе по центральной сюжетной линии, связанной с ангелом Дымковым, «Пирамиду» можно отнести к жанру фантасмагории. Все взаимоотношения ангела с Юлией Дюрсо, для которой он сотворяет летающий по воздуху автомобиль, сказочный замок в лесу, где она пытается соблазнить ангела, чтобы родить антихриста, можно отнести к фантасмагории. Эпизод, в котором Шатаницкий вызывает по телефону с того света сына Лоскутова, умершего в сталинском лагере, из того же жанра. Все сцены с Дюрсо, отцом Юлии, которые занимают довольно большое место в романе, это сцены из плутовского романа.
.
Прихотливая композиция книги, ее структурно-усложненные сюжетные мотивы, зыбкость порубежных границ между словом автора и словом повествователя сказываются на конструкции и фабульной роли конфликтообразующих поступков персонажей и эпизодов, на авторском сочувствующем отношении к героям (к лишенцу Матвею Петровичу, горбуну Алеше, кроткой Дуне и др.) или осуждающем (образы Дюрсо, Бамбалски и др.); на развернутых монологах (о. Матвея, Шатаницкого, Шамина, Вадима и Сталина).
Композиция романа очень строга. Каждая из трех частей имеет свое название, и все они на "з" — Загадка, Забава, Западня. Эти три части — три грани пирамиды, которые сходятся в одной точке финала — в сцене вознесения героя, "ангела" Дымкова. Ему противостоит в романе фигура роковой красавицы Юлии Бамбалски, мечтающей родить от него сына, который станет властелином мира. Таким образом, тема антихриста — главная и самая важная в романе.
Основной, обобщающий образ романа - это раздробленная душа русского человека конца XX века, в том числе и душа самого Леонова.
Выразителем авторской позиции в книге выступают обитатели Старо-Федосеевского некрополя, в частности, отец Матвей, биография которого напоминает жизнь протопопа и старорусского писателя Аввакума. Священник сосредоточенно искал заветную «мечту» или высочайшую правду, он «заболел» проблемой о роли христианства в пору российского безбожия и стремился разобраться в «бесовщине», которая захватила людей, узнать, «<•••>на ком лежит вина разрыва русского Бога с Россией».
Дети Лоскутова (Егор, Вадим, Дуня) разделяют взгляды «отцов» на несправедливое мироустройство, осуждают гонения на инакомыслящих и божественную веру..Многие герои «Пирамиды» именно в детстве познают мир и Бога. Образы «детей- представление о детской жестокости, логично продолжающейся в поступках уже взрослых людей.
Прошедший через испытания и страдания Вадим Лоскутов выступает в книге носителем «русской идеи». Главные темы монологов Вадима, его бесед с о. Матвеем и Шаминым – судьба России, ее земной путь и предназначение. О России как последнем резервуаре духовности; о христианстве и православном мессианизме.
Связующим звеном между реальностью и инфернальным миром выступает Дуня Лоскутова – знак духовности людей. Не случайно автор показывает ее кроткой и набожной, уподобляя ее лик Богоматери с фрески Сиенского собора
Антипод отца Матвея – Шатаницкий. Он строит козни против человека, который, по мнению персонажа, не хранит в себе высокое начало Творца, а происходит от бледной поганки – истинного предка homo sapiens. «
Система двойников и зеркальных отражений пронизывает весь роман. Практически все образы «Пирамиды» вступают в отношения «похожести» или «контрастности» с другими. Герои Леонова живут не только мыслями о космических и иных мирах, но и земными заботами. Важнейшим элементом сюжетно-тематического и мыслительно-эмоционального единства романа выступает мотив страха.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |