Поэтика романа Л. Леонова
РЛ - символ вечного воплощения природы и сосредоточия, нравственных правил.
Поэтика: философский конфликт подкрепил детективной интригой, прием утверждения правоты героя засчет положения на служебной лестнице. Сквозная символика(служит стержнем произведения, пронизывает сюжетную и поэтическую структуру, составляет основу для разветвления других символических понятий и связи их).Прием логарифмирования прозы (писатель составляет образы логарифмы: РЛ - образ). Двуплановость произведения(есть сюжет, есть подтекст).полифоничные и многозначные худ. образы. Философские проблемы вводятся с помощью Вихрова и Грацианского (спор между ними: Грациан. выражает гос. идеи и доводит до тупика, а Вихров напротив высказывает позицию бережного отношения к природе – это основная сюжетная линия). Пейзаж играет больную роль как в композиционно-временном. Так и в сюжетообразующем отношении. Его описания природы, разлитые в повествовании утрачивают приобретенную ими в произведениях русских классиков хрестоматийность. Пейзаж Леонова тесно связан с основными действиями произведения, немыслимыми отдельно от него, как и само действие вне него.В романе изображена многообразная жизнь природы в ее непрерывном движении, изменении развитии. Лес и его обитатели показаны во все времена года. В описании природы Л. применил различные изобразительно-художественные средства (описательные эпитеты, метафорические эпитеты, собственно метафоры, сравнение, олицетворения).Языковые и синтаксические средства (диалектические и просторечивые слова, фразеологические сочетания слов. Эта особенность прозы приближает ее к народно поэтической речи, проявляет склонность Леонова к фольклорным традициям). В сцене, у родника, когда Грацианский ткнул палкой в светлое дно родника также показан пейзаж осознанный через восприятие героя, знаке его психологического состояния в момент действия. (Родник символ чуда, заповедности, родины, тишины. Вода символ источника жизни, основа всего живого на земле). В романе распространен принцип психологического параллелизма, основанный на конкретном сопоставлении или уподоблении внутреннего состояния человека жизни природы. Композиционные пласты: 1 – философский (спор о роли природы). 2 – сказочный (образ воды живой и мертвой, темной силы, былинки). 3 – исторический (военно-политическая ситуация в стране).