32 комедия
Конфликт основывается на недоразумении, ошибке, совпадении. Этот жанр опирается на комическое в самой жизни . Они становятся основой сюжета, ими определяются характеры героев и принципы их поведения.
Существуют 2 жанровые разновидности комедии: комедия положений и комедия характеров. В комедии положений источником комического являются события, ситуации, интрига, а в комедии характеров комические протииворечия заложены в характерах героев, которые выявляются в ходе действия.
В русских классических комедиях сочетаются комизм ситуационный и комизм характеров, но их соотношение может быть различным. Например, "в "Ревизоре" Н.В.Гоголя преобладает комизм, возникающий в результате ошибки, самообмана чиновников. Основой комедии стала ситуация "подмены" истинного ревизора мнимым". Герои представляют собой социальные типы, иллюстрирующие человеческие недостатки: взяточочничество, глупость, халатность и т.п.
В зависимости от организации и оценки содержательного материала выделяют также лирическую комедию (мягкий юмор, симпатия к персонажам. Например, "Собака на сене" Лопе де Вега), сатирическую (осмеяние пороков. Например, "Тартюф" Ж.Б.Мольера), комедию интриги и комедию нравов.
"Распространена и классификация комедии на основе типологии сюжета: бытовая комедия (например, Жорж Данден Ж.Б.Мольера, Женитьба Н.В.Гоголя); романтическая комедия (Сам у себя под стражей П.Кальдерона, Старомодная комедия А.Арбузова); героическая комедия (Сирано де Бержерак Э.Ростана, Тиль Гр.Горина); сказочно-символическая комедия (Двенадцатая ночь У.Шекспира, Тень Е.Шварца) и т.д.
Издавна комедия считалась «низшим» жанром в противопоставление трагедии. Персонажи произведения чаще всего были людьми низшего сословия. Но есть и такая разновидность комедии, как "высокая". В таких произведениях комические эффект достигаетсмя не использованием юмористических приёмов, вызывающих смех, а иронией. они изображают не смешные, а скорее трагичные в своей нелепости ситуации. К "высоким" комедиям относят "Горе от ума" А.С.Грибоедова. Комедийный герой обязательно имеет героя-антипода, который представляет истинные общественно-нравственные ценности и на фоне которого ясно видны его пороки, являющиеся объектом осмеяния автором.