шпаргалка

20литературный жанр

[ Назад ]
ЖАНР ЛИТЕРАТУРНЫЙ - (от франц. genre - род, вид) - форма, в которой реализуются основные роды литературы: эпос, лирика и драма (см.), характеризующаяся теми или иными общими сюжетными и стилистическими признаками. Различают Ж. л.: в эпосе - роман, повесть, рассказ, очерк, сказка, былина и др., в лирике - стихотворение, ода, элегия и др., в драме - трагедия, комедия, драма и др. Каждому Ж. л. свойственно определенное "жанровое содержание" (тематика, проблематика, масштаб охвата изображаемого мира). Ж. л. может иметь типологические разновидности (например, роман: социально-психологический ("Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова), идеологический ("Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского), роман-эпопея ("Война и мир" Л.Н. Толстого) и т. п.)
"ЖАНР (от фр. genre — род, вид) - одно из важнейших понятий литературоведения, обозначающее литературный вид. Тип поэтической структуры, выражающий собой ту или иную сторону социальной психоидеологии на определенной стадии ее исторического развития и обнимающий собой более или менее значительное количество литературных произведений. Для Ж. обязательны следовательно три структурных признака: органичность всех компонентов Ж., образующих собою поэтическое единство, бытование этого единства в определенных исторических условиях и широкое его распространение, типичность вида для массовой литературной продукции", Литературная энциклопедия. Исторически жанр понимается как складывающийся на протяжении истории тип литературного произведения, в теоретическом же понимании о жанре обобщаются черты, свойственные более или менее обширной группе произведений какой-либо эпохи, данной нации или литературы вообще.

В связи с многоплановостью понятия существуют различные подходы к трактовке данного термина. Так, Б.В. Томашевский говорит о том, что жанр - "совокупность доминант и является определяющим моментом в образовании жанра" (Б. В. Томашевский, Теория лит-ры, С. 162); В.М. Жирмунский связывает определение жанра с историей, типичексим, традиционным: "...понятие жанра всегда — понятие историческое и связь элементов содержания (тематики) с элементами композиции, языка и стиха, которую мы находим в том или ином жанре, — будь то басня, будь то баллада, — представляет типическое, традиционное единство, сложившееся исторически, в определенных исторических условиях. Жанры в узком смысле слова и есть исторически сложившиеся типы художественных произведений" (Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций); Ю.Н. Тынянов в своей работе указал на то, что каждый жанр – живой, развивающийся организм, непрерывно эволюционирующая система; Н.Д. Тамарченко трактует жанр литературный как "тип словесно-художественного произведения как целого", Н.Д. Тамарченко.

Спорным до сих пор остаётся вопрос и о классификации жанров: "Жанры с трудом поддаются систематизации и классификации (в отличие от родов литературы), упорно сопротивляются им" (В.Е. Хализев. Теория литературы. - М., 2005. - С. 333). Жанры различают по тематическим особенностям (роман исторический, психологический, авантюрный, индустриальный и т.д) и по особенностям идейно-эмоциональной оценки( например, рассказы молодого А.П. Чехова – лирические). Но в любой жанровой форме проявляется своеобразие одного из трех родов.

М.М. Бахтин предложил разделить жанры на канонические и неканонические. Канон (гр.'образец')- совокупность законов и правил. Каноническим называется жанр, "которому в рамках канона предписаны четкие правила, которые представлены в неком инварианте (необязательно реально существующем произведении), который считается образцом жанра", Канонические жанры. Опираясь на канон, М.М. Бахтин выделяет следующие жанры:
эпос
новелла
повесть
притча
фарс
мистерия
трагедия
комедия
ода
эпопея
послание
идиллия

Каноническое мышление процветает вплоть до эпохи романтизма. Но начиная с конца XVIII века многие жанры утрачивают строго каноническую форму, возникают промежуточные жанры. Появляются, например, «мещанская трагедия», трагическая драма, историческая драма, трагикомедия.

Неканонические жанры ориентированы на другой тип мышления, согласно которому жанр просто меняется, становится ни хуже, ни лучше, а другим. К таким жанрам относятся роман, рассказ, драма.

Таким образом, на а основании существующих определений в истории разработки данного термина можно выделить несколько парадигм:

1. жанр предстает в неразрывной связи с жизненной ситуацией (установка на аудиторию, которая определяет объём произведения, стилистическая тональность, устойчивая тематика, композиционная структура = канонические жанры): А.Н. Веселовский, Ю.Н. Тынянов;

2. в жанре видят картину или «образ» мира, запечатлевшие определенное миросозерцание — либо традиционально-общее, либо индивидуально-авторское (мифопоэтика XX века = теория жанра О.М. Фрейденберг и концепция жанра как "содержательной формы" = Г.Д. Гачев);

3. граница между эстетической реальностью и действительностью, в которой находится читатель-зритель (эссе Фр. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» (1872).

"В России новый взгляд на проблему через эстетику символизма перешел в «психологию искусства» Л.С. Выготского (идеи «эстетической катастрофы» и «уничтожения содержания формой») и в концепцию «завершения» у М.М. Бахтина. Созданная названным ученым теория жанра как «трехмерного конструктивного целого» синтезирует все три традиции европейской поэтики" (Н.Д. Тамарченко).

Не маловажным является вопрос о жанровой принадлежности того или иного произведения: "...если в предромантический период жанровая принадлежность литературного произведения была творческой предпосылкой автора, регулировалась нормами, то позже она стала заранее непредсказуемой равнодействующей жанровых традиций и свободно их претворяющего творческого замысла" (Г. Маркевич). Например, Н.Гоголь определил «Мёртвые души» как поэму, чем вызвал споры исследователей. Жанровая принадлежность произведения позволяет, таким образом, обнаружить различные формы присутствия автора в его творении.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |